«Я - чайка...»

Самой знаменитой пьесе Антона Павловича Чехова исполняется 120 лет.
Чехов по поводу своей «Чайки» писал: «Вышло не ахти... я драматург неважный...» Скорее всего, Антон Павлович кокетничал. У его пьесы - счастливая сценическая судьба. Мы представляем 5 самых известных постановок.
2004 год. Юлия Высоцкая (слева) - Нина. Ирина Розанова - Аркадина в постановке Андрея Кончаловского. Театр Моссовета.
Фото: Александр Куров/ТАСС


Первая «Чайка» была поставлена в 1886 году в Александринском театре. Премьера состоялась 17 октября. Роль юной Нины Заречной исполняла Вера Комиссаржевская, которой на тот момент было уже 32 года. Тем не менее ее исполнение долгие годы считалось эталонным, а великую актрису называли «чайкой русской сцены».


1896 год. Такой была первая Нина Заречная в исполнении Веры Комиссаржевской. Александринский театр. 
Фото: wikimedia.com


С тех пор вслед за Комиссаржевской знаменитое «Я - чайка… Нет, не то… Я актриса» произнесли сотни актрис, а с театральных подмостков взлетели стаи «Чаек».

Через два года после премьеры в Александринке в 1898 году «Чайку» поставили в Московском художественном театре. Режиссерами того спектакля были отцы-основатели МХАТа Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. В роли Аркадиной - Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Нину играла актриса Мария Роксанова. Из-за несогласованности режиссерских задач Роксанова провалила свою роль. Чехов ее игрой был недоволен. И вопреки своим правилам настаивал на ее снятии со спектакля. Не понравилась Антону Павловичу и сама постановка Станиславского, считавшего его пьесы драмами. Чехов, как известно, назвал жанр пьесы комедией.


1898 год. Мария Роксанова в роли Нины и Константин Станиславский в роли Тригорина. МХАТ. 
Фото: РИА Новости



О чем пьеса?

«Чайка» - это трагичнейшая комедия, где герои ведут себя смешно, а временами даже нелепо.

В поместье отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина, с любовником - модным писателем Тригориным. Сын Аркадиной Константин Треплев завидует популярности матери. Желая прославиться, он пишет пьесы в модном декадентском стиле. И пробует поставить одну из них. Главную роль исполняет дочь соседа-помещика Нина Заречная, которая мечтает об успехе на сцене. В нее влюблен Треплев. Любительская постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии. К тому же Нине нравится Тригорин. Треплев ревнует ее. Однажды он кладет у ног Заречной случайно убитую чайку, обещает, что скоро так же убьет и себя. Заметив убитую чайку, Тригорин говорит, что ему пришел в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и от нечего делать губит ее - как вот эту лежащую птицу…


1980 год. Анастасия Вертинская (Нина) и Владлен Давыдов (Сорин). МХАТ. 
Фото: Игорь Виноградов/РИА Новости


Последнее действие пьесы происходит через два года. Нина в Москве сошлась с Тригориным и родила от него ребенка, но литератор вскоре бросил ее и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной не сложилась. Ее отец, узнав, что дочь ушла в актрисы, бросил ее прозябать в нищете. Перед отъездом во второсортный театр Нина решила повидаться с Треплевым в усадьбе его дяди. Она рассказывает ему, что Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Но остаться с Тригориным не хочет и убегает. В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.

Антон Павлович не дожил до современных постановок, в которых режиссеры дают бой хрестоматийной скуке и предлагают новое прочтение. Например, Костя Треплев питает к своей матери Ирине Николаевне Аркадиной совсем несыновние чувства, как было в постановке Андрея Кончаловского. Аркадина в исполнении Ирины Розановой садится на шпагат.


1994 год. Олег Янковский - Тригорин, Александра Захарова - Заречная. «Ленком». 
Фото: РИА Новости



Марк ЗАХАРОВ:

Эти вещи постоянно мучают каждого человека

- Чехов совершил рывок в новую драматургию. - Вместе с нами разбирался в успехе пьесы режиссер, народный артист СССР Марк Захаров. - Эта пьеса и для нашего времени новаторская. Когда я учился в ГИТИСе и мы ставили студенческий спектакль, знаменитый монолог Нины Заречной о мировой душе воспринимался нами поначалу как декадентская абракадабра. Но по мере работы постепенно стал проявляться смысл этих слов, целое космическое мышление, которое охватывает эту пьесу. В ней есть интересный срез характеров и, например, такие размышления: что такое долг, в чем твое предназначение, чего человек достиг, в чем он удался, а в чем - нет. Эти вещи постоянно мучают, думаю, каждого человека.
Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе