XI Международный Волковский фестиваль «Русская драматургия на языках мира»

«Будет все, как в жизни. Будет все, как в театре...» С этой фразы 29 октября в Российском государственном театре драмы имени Федора Волкова началась церемония открытия XI Международного Волковского фестиваля «Русская драматургия на языках мира».
«Мы познакомимся с новыми актерскими именами, мы увидим режиссерские находки и осуществленные замыслы художников. И наш окружающий мир станет немного ярче и, возможно, богаче. Мы откроем для себя новые сюжеты, заново прочтем старые, вспомним прошлое и заглянем в будущее.
Мы окунемся в мир театра, неповторимый, невероятный...», — пообещали зрителям ведущие.

С торжественной речью выступили заместитель губернатора Ярославской области Виктор Геннадьевич Костин, директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества министерства культуры РФ Алексей Алексеевич Шалашов и директор Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова Борис Михайлович Мездрич.

Виктор Геннадиевич Костин выразил благодарность от имени Правительства Ярославской области: «Благодаря своей программе, насыщенной и интересной, иногда очень нестандартной и своеобразной, Волковский театр приобрел общероссийскую известность, вышел на международный уровень. Сегодня на подмостки первого российского театра выходит русская драматургия, драматургия на языках мира. Этот фестиваль очень значим в культурной жизни нашей области. Он является гармоничным продолжением всех тех культурных проектов, которые мы организовывали в этом году, в год тысячелетия города Ярославля. И сегодня хочется всем артистам и зрителям пожелать вдохновения, интересных находок и замечательных спектаклей».

Борис Михайлович Мездрич также поделился своими мыслями об XI Международном Волковском фестивале «Русская драматургия на языках мира»:
«Впервые Фестиваль проходит под такой великой идеей — русская драматургия на языках мира. Мы очень рады, что в афише этого Фестиваля гармонично сошлись произведения современных авторов и произведения русской классики. Я надеюсь, ожидания самого разного зрителя оправдаются, желающие увидеть все спектакли смогут почувствовать этот баланс. Важным является то, что Фестиваль не ограничивается пределами центра России. Он расширяется и обращает свое внимание на спектакли Урала, Сибири. Очень интересно работают артисты и на востоке страны. В свое время М.В. Ломоносов заметил: „Российское могущество прирастать будет Сибирью“. Театральная Сибирь в этом Фестивале будет представлена достаточно широко. И мы с радостью готовы принять все театральные коллективы. Мы рады общаться, узнавать много интересного друг от друга».

Директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества министерства культуры РФ Алексей Алексеевич Шалашов, в свою очередь, рассказал о Премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации. Премия присуждается российским региональным театрам, театральным деятелям за особый вклад в культурную жизнь не только города, региона, но и всей России. Год рождения премии — 2000. Впервые она была присуждена Волковскому театру, что по своей сути символично: с тех пор ежегодно именно на этой сцене награда присуждается новым лауреатам. В этот раз лауреатами премии стали Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»; Хакасский национальный театр кукол «Сказка» (г. Абакан); Александр Славутский — народный артист России, художественный руководитель и директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. Алексей Алексеевич передал лауреатам поздравления от имени министерства культуры РФ и пожелал много сил, нового вдохновения, творческих успехов и побед.

Все лауреаты Премии, в свою очередь, выразили искренние слова благодарности за то, что это событие — XI Международный Волковский фестиваль и вручение премии Правительства РФ имени Федора Волкова — состоялось.

Александр Славутский:
«Я очень доволен тем, что вышел закон о театре, поскольку, конечно, хочется как можно больше вкладывать в искусство, ведь это — вклад в генофонд народа. Я был бы безумно рад, если бы наше молодое поколение предпочитало театр любому увеселительному заведению. Мне очень приятно, что руководство Волковского театра с интересом продолжает традицию Фестиваля. И мы обязательно будем видеться и сотрудничать».
В рамках церемонии открытия Фестиваля один из Лауреатов Премии — Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел» — представил спектакль «Маскарад» по мотивам драмы Михаила Юрьевича Лермонтова.

По мнению многих зрителей, постановка Тимофея Кулябина заслуживает большого интереса: новое прочтение классического произведения, превалирующее внимание постановщика к проблемам супружеской измены и азартных игр, установка на зрелищное восприятие с расстановкой акцентов на звуковое оформление и пластику. Иными словами, каждый спектакль — это индивидуальный взгляд и творческая интерпретация режиссера, а потому вопрос о том, можно ли здесь «разглядеть самого Лермонтова», снимается.

В день открытия XI Международного фестиваля на втором этаже Волковского театра также открылась выставка костюмов коронованных особ. Выставку подготовили заведующая музеем Волковского театра Ирина Козлова и художник-экспозиционер Валерий Зуб.

На выставке костюмов коронованных особ были представлены сценические наряды герцогинь и королей, полководцев и императоров из спектаклей 1960-1970-х годов, шедших на подмостках Первого русского театра. Многим из этих пышных одеяний, хранящимся в запасниках театра, уже по 40-50 лет. Когда-то в них блистали Н.В. Кузьмин, В.П. Нельская, С.Д. Ромоданов, Н.И. Терентьева, Ф. И. Раздьяконов.

На выставке были представлены костюмы, эскизы костюмов, предметы реквизита и бутафории, фотографии таких спектаклей, как «Василиса Мелентьева» А. Островского (1961 г.), «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1956 г.), «Стакан воды» Э. Скриба (1937, 1967 гг.), «Федор Волков» Н. Севера (1960, 1963, 1975 гг.), «Царь Юрий» В. Соловьева (1967 г.), «Царская охота» Л. Зорина (1979).

Эстафету первого дня у Новосибирского театра «Красный факел» с достоинством приняли остальные Лауреаты Премии 2010 года. Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова представил на суд зрителей спектакль «Дядюшкин сон», а Театр «Сказка» выступил на сцене Ярославского театра кукол с кукольным фарсом «Соседи».

Восторгом, как впрочем и всегда, были встречены спектакли Волковского театра: несмотря на то, что ярославцам уже была предоставлена возможность увидеть обе постановки («Три сестры» Сергея Пускепалиса и «Екатерину Ивановну» Евгения Марчелли) на сцене Первого русского, свободных билетов в кассе не осталось и на этот раз.

Так, оказаться в зрительном зале Волковского театра праздничным вечером 4 ноября посчастливилось не каждому. После третьего предупредительного звонка у билетных касс продолжали толпиться желающие оказаться в зале, пытаясь достать хотя бы один лишний билет.

Итак, спектакль всемирно известного актера и режиссера Сергея Пускепалиса «Три сестры», вызвавший после своего премьерного показа бурю споров, трений и критики, вновь собрал в стенах первого русского театра более тысячи зрителей абсолютно разных возрастов, объединенных желанием увидеть и услышать Чехова: посмотреть пьесу, которую неоднократно ставили на театральных площадках России и мира, и задуматься над вечными жизненными вопросами, не потерявшими свою актуальность в скупой и ограниченной на первый взгляд современности.

С первых секунд антураж сцены, световые и звуковые эффекты отрекли зрителя от бытия, заставили стать свидетелем не разыгранного спектакля, а жизненного эпизода, погрузиться в глубь скрытого от посторонних взоров человеческого существования.

Игра актеров поражает своей тонкостью, глубиной переживаний. На сцене блистали молодые, но удивительно талантливые актеры: Александра Чилин-Гири — своенравная, но тонкая внутри Маша, Юрий Круглов в роли ранимого Барона Тузенбаха, Ирина Наумкина — романтичная и легкая Ирина, Евгения Родина (Наташа) — воплощение мещанства и вульгарности, Кирилл Искратов — в роли романтичного Андрея Прозорова. Они передали и донесли до зрителей всю палитру чеховских чувств, настроений, переживаний.

Антон Павлович Чехов, со свойственным ему гуманизмом и талантом улавливания тончайших ноток человеческой души, современен и по сей день, а современный и трактованный иначе Сергеем Пускепалисом, он становится олицетворением насущной действительности.

5 ноября состоялся другой спектакль Волковского: постановка Евгения Марчелли «Екатерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева также была встречена аншлагом.

Безусловно, неординарность, эпатаж, смешанный с глубоким трагическим психологизмом постановки Марчелли, отмечают во множестве отзывов театральные зрители, журналисты, критики, режиссеры.

Александр (зритель):
«Я сидел на первом ряду партера. До сих пор нахожусь в полном восторге. Безумно привлекала насыщенность алого цвета декораций в финальном действии. Очень много эмоциональных всплесков: гнев, сильные перепады эмоций. Высокое напряжение действия задается уже с первой сцены, где внезапно звучат громкие выстрелы пистолета...»

Заслуженный артист Российской Федерации Валерий Кириллов:
«В театре на сегодняшний момент появляются сложные и интересные пьесы, на постановку которых можно и не стыдно приглашать своих друзей. Таких спектаклей в нашем репертуаре за год проходит не так много. Я крайне рад как коллега, как участник этого театрального процесса, тому, что в нашей труппе появилась замечательная актриса Анастасия Светлова. Она действительно может „поднять“, „вытащить“ такую непростую роль. Ведь каждый интересующийся читатель может для себя заметить, что и драматургия, и все творчество Леонида Андреева очень сложное и неоднозначное для восприятия, требует особого подхода к размышлениям. Способность играть такие неоднозначные роли, вживаться в образ главной героини — это редкий дар, которым обладает Анастасия Светлова. Мне также очень приятно, что в нашем театре появился талантливый режиссер Евгений Марчелли. Я смотрю спектакль не в первый раз и с большим удовольствием, потому что он живой, интересный. Кроме того, здесь играют мои способные ученики: Алексей Кузьмин, Николай Шрайбер, Ирина Веселова. Всегда становится за них искренне радостно: они попали в руки редкого Мастера, в драматургию с высоким качеством и в хорошую творческую компанию. Вот все слагаемые нашего успеха. Если смотреть на работу своих коллег со стороны, то замечаешь, как это всегда перетекает в зрительный зал, что также очень приятно ...»

Статус фестиваля как международного события поддержали коллективы из Венгрии и Кореи. 31 октября и 1 ноября венгерский Театр имени М. Чоконаи представил ярославцам свои недавние премьеры — спектакли «Парикмахерша» и «Человек крылатый», поставленные по произведениям российских драматургов — С.Медведева и О.Жуковского. А 6 ноября корейский театр Korus предложил зрителям современное прочтение «Крейцеровой сонаты» Л.Толстого.

Завершился фестиваль арт-оперой «Жизнь человека» по Леониду Андрееву от режиссера Бориса Мильграма Пермского академического театра. Спекатакль поразил своей масштабностью: больших усилий, по признанию Бориса Мильграма, стоило привезти столь многочисленную актерскую труппу, но этот приезд все-таки состоялся. Масштабы постановки не случайны. Режиссер предпринял попытку донести свою сложную, неоднозначную трактовку произведения Леонида Андреева «Жизнь человека», использовав самые разные выразительные средства. В арт-опере нашлось место для «золотых» оперных голосов и для виртуозной скрипки, для мастеров воздушной акробатики и паркурщиков, для гитарных соло и басовых ритмов, для трогательной актерской игры и даже для сидящих в зале. Конечно, нельзя сказать, что увиденный в этот день спектакль предназначался для каждого зрителя. Были те, кто не смог воспринять искусство, перенасыщенное, на их взгляд, «слишком повседневными и неизысканными деталями». Но после окончания спектакля равнодушных среди зрителей уже не осталось. Только посмотрев «Жизнь человека» от режиссера Бориса Мильграма от начала и до конца, можно судить о том, что ты только что увидел. Игра контрастов — это и есть, наверное, то, что наиболее полно характеризует жизнь человека от его рождения до смерти. Именно эти контрасты, на наш взгляд, постарались передать режиссер и его актеры. И это у них действительно получилось.

А вот что рассказали нам зрители:
Мария: «Мне очень понравилась сама постановка, а еще декорации. Интересен такой большой „наплыв“ актеров. Было здорово, когда актеры начинали играть с залом. Чувствуешь себя причастным к тому, что происходит на сцене».

Алексей: «Я читал Леонида Андреева, поэтому мне было очень интересно посмотреть на то, как будет представлено его произведение на сцене театра. И хотя я ожидал увидеть нечто совсем другое, я совершенно не разочаровался в том, что пришел сегодня в Волковский. Очень интересная трактовка».

Светлана: «Спектакль необычный, традиционно все привыкли видеть нечто другое. А мне понравилось. Особенно тронула сцена „Юность и бедность“. Мне кажется, все мы такие. И когда тебе показывают со сцены тебя же, это необыкновенно».

В завершение последнего фестивального дня Борис Мильграм и Сергей Пускепалис поблагодарили в лице присутствующих всех тех людей, благодаря которым этот фестиваль смог состояться, а Сергей Пускепалис торжественно констатировал: «Фестиваль завершен. До встречи в будущем году».

Итак, XI Международный Волковский фестиваль «Русская драматургия на языках мира» завершился. Все спектакли были действительно достойны внимания, и, мы уверены, оправдали ожидания ярославского зрителя. Впрочем, о зрителе хотелось бы сказать отдельно. Можно говорить о том, что Волковский театр, каждый театральный сезон радуя и удивляя жителей и гостей нашего города своим репертуаром, а также расширяя границы театрального искусства, охватывая все новые города и страны, гостеприимно открывая для них сцену Первого русского театра, сформировал определенную театральную культуру в нашем городе. Ярославцы с интересом следят за жизнью родного Волковского театра, спектакли, представляемые на его сцене, всегда сопровождаются аншлагами, а актерская игра вознаграждается теплом и любовью зрителей.

Но, несмотря на это, до сих пор приходится быть свидетелем единичных, но от этого не менее нерадостных картин: телефонные звонки во время спектакля, громкий шепот «Я в Волковском» уже взрослых и сознательных людей, стулья, переставляемые первые пятнадцать минут спектакля, и попытки отдельных зрителей убежать в гардероб во время поклона артистов, чтобы успеть взять свою верхнюю одежду на минуту раньше остальных. Уважаемые ярославцы, давайте будем уважительно относится к тем людям, которые нас окружают: к тем, кто вышел на сцену, чтобы подарить нам новые эмоции, переживания и мысли, и к тем, кто сидит рядом с нами в зрительном зале. Тем более, что Волковский театр еще не раз порадует нас новыми театральными событиями. Первому русскому театру надо соответствовать!

В заключение, хочется поблагодарить за то, что XI Международный Волковского фестиваля «Русская драматургия на языках мира» состоялся. Будем ждать новых театральных событий!

ФОТО Виталия Вахрушева

Молодежный портал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе