Все вышли на подмостки

Снова пришла пора отвлечься от действительности: возрождается мода на самодеятельные театры 

Небольшой городок Похвистнево в Самарской области готовится стать театральной столицей. Через месяц тут ожидают гастролеров: на подмостки Похвистнева выйдут актеры из Латвии, Украины, Эстонии, Голландии и десятка российских городов. Почти все билеты уже раскуплены, афиши расклеены. Понятно, почему ажиотаж: в ноябре тут пройдет III Международный театральный фестиваль «Ваш выход!». Для маленького уездного городка это большое событие. Для приглашенных актеров - тоже: похвистневский фестиваль - любительский. Большинство участников смогут использовать свой единственный шанс показаться профессиональным актерам из жюри и, возможно, пробиться на большую сцену.

Любительские театры возрождаются. Одна из главных забав советской эпохи постепенно возвращается в города и села: театральные кружки для взрослых теперь есть почти в каждом округе Москвы или Питера, курсы актерского мастерства открываются в районных центрах и даже в деревнях. Самодельные декорации, руками сшитые костюмы, переписанные от руки монологи Чацкого и Фамусова снова появились в жизни дворников, менеджеров, бухгалтеров и медицинских сестер, которые после трудового дня спешат на занятия.

Директор фестиваля «Ваш выход» Алексей Якиманский так и говорит: найти человека, «зараженного бациллой творчества», теперь проще простого. Он и сам знает, как это делается: его небольшая любительская труппа за 16 лет разрослась в творческое объединение «Сад», которое ездит с гастролями по всей России. Все очень просто, рассказывает Якиманский: объявление в газете, свободный подвал или чердак, ежевечерние сборы, много-много практики, и великая роль - твоя.

Любовь Севрюгина - учительница. Ей 29 лет, и почти все свободное от тетрадок и методичек время она проводит в театре «Плейбек». У них на занятиях бывает такая разминка: коллеги называют несколько черт характера, а один из актеров должен придумать образ, которому все эти черты присущи, и отыграть его в короткой сценке. Любе как-то достались такие качества: грубая, жестокая, скептичная, самоуверенная, непробиваемая формалистка. Люба решила, что ее героиня - патологоанатом. Она придумала, что ее патологоанатому 45 лет, она очень одинока и ее единственная страсть - работа. Люба признается, что очень боится и сама стать такой - «старой, сухой, опустевшей бабой». А так отыграла, прочувствовала, и вроде как стало легче.

Люди идут в любительские театры, чтобы бороться таким образом с собственными страхами, говорит Ольга Маковская из Института психологии РАН. Далеко не все пока готовы обсуждать свои проблемы с психотерапевтами - их боятся. На сцене же есть ощущение некоторой безопасности и контроля над переживаниями. При этом подмостки дают возможность «испробовать сложности на вкус» - оказаться в тяжелой ситуации и найти из нее выход, ничем не рискуя. Кроме того, «на вкус» в театре пробуют и эмоции, которые редко случается испытывать в реальной жизни, добавляет Маковская.

В советские времена любительский театр к тому же давал возможность отвлечься от серых монотонных будней. Сейчас происходит что-то похожее. В начале 2000-х людям было не до Тартюфа с Гамлетом. Все искали свое место в жизни, денег и возможностей было много, нужно было устраиваться в жизни, ловить успех или просто хорошую работу. Теперь на дворе экономическая депрессия: и с работой проблемы, и желания стали более скромными. «У обывателя всю жизнь одна и та же роль, - говорит психолог Маковская. - А театр дает возможность прожить весь репертуар собственного “я”».

Сергей Казаков, актер и руководитель театрального кружка, настаивает, что нужно разделять арт-терапию и собственно самодеятельность. Арт-терапия, считает он, это скорее психологический процесс, в котором главное - чтобы человек как-то проявлялся, неважно, как именно и насколько талантливо. Сейчас это очень модно, говорит Казаков, но к актерскому мастерству имеет косвенное отношение.

Свой собственный курс он зовет актерской импровизацией. На маленькой сцене собираются несколько человек. Казаков ставит задачу - изобразить пенсионерку или приму театра, которая принимает начинающего актера, или гусара, соблазняющего барышню, или почему-то дьячка, у которого сломался компьютер. А ученики должны мгновенно начать импровизировать - на ходу придумывать текст, сюжеты и образы. И никто не знает, что случится в следующую секунду. «Выдернуть табуреточку», - говорит о своем методе Казаков.

«Не бойтесь сделать глупость! Глупость - это как раз то, что надо! - подбадривает свою группу пружинистый и гибкий Казаков. - Настроение человека - в бедре. Все начинаем делать с ног». Он предлагает ученикам принять какую-нибудь «говорящую» позу, такую, чтобы она показывала настроение персонажа.

Ученики в основном не справляются: получается плохо, нарочито. Пока один из них вдруг не пытается скрыть свою скованность и просто начинает изображать растерянного человека. «В этом все и дело! - восклицает Сергей. - Недостаток можно в два счета превратить в преимущество: если перестать пытаться сыграть уверенность, придуманную в голове, и начать честно переживать растерянность, которую испытывает тело».

Евгения Сальникова, специалист по логистике из Москвы, попала к Казакову случайно - пришла за компанию с подругой. На первом своем занятии она должна была изобразить любое животное. За те две секунды, что были даны ей на обдумывание, она решила - станет черепахой. Сальникова села на пол, издала некий звук, напоминающий мычание, и медленно и с трудом стала вылезать из водолазки. Раздался смех, и тут Женя поняла, что хочет снова и снова выходить на сцену. Она собирается стать психологом и уверена, что уроки актерской импровизации помогут ей научиться лучше понимать людей.

Чаще всего ученики курсов актерского мастерства в большие актеры и не метят. Они ставят перед собой другие задачи: научиться выступать перед избирателями, суметь декламировать доклад, наконец, держаться молодцом на свидании. Реклама платных занятий обещает научить «управлять своими и чужими эмоциями, овладеть собственным голосом и телом, открыть в себе творческое начало». Социологи говорят, что с любительских театров начнется «возрождение культуры снизу»: скоро будут появляться дома творчества, кружки, дворовые секции. Конечно, это скорее досуг для небольших городов, деревень или поселков, говорит социопсихолог Анна Рубцова, она изучает культурный досуг в Московской и Воронежской областях. Но даже в спальных районах Москвы люди скоро сами начнут занимать себя, уверена она. «Это горизонтальные социальные связи, - объясняет Рубцова. - После большого перерыва, когда каждый у нас в стране был сам по себе, люди потихоньку налаживают контакты с соседями».

Профессиональный актер Александр Амелин из Самарского театра драмы наблюдает за любителями не первый год. И хотя он считает, что к актерскому мастерству все это не имеет отношения, занятия очень одобряет. «Речь идет об элементарных, я бы даже сказал, обязательных для каждого человека вещах», - считает он. Ведь из ста человек только десять умеют ходить, утверждает Амелин, то есть не косолапить и не забрасывать ноги вперед. Еще хуже дело обстоит с речью, продолжает сокрушаться актер. 99% людей вообще разговаривать не умеют, жуют слова, глотают окончания: «Мы же уже на слоги переходим: “Как дела? - Ок”». Так что тут уж не до профессионального мастерства, тут идет тренинг таких необходимых для жизни умений, как пришить пуговицу или поджарить яичницу.

Русский Newsweek

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе