Все мы взрослые люди.

В первый день фестиваля «РОЗОВФЕСТ» на малой сцене Ярославского ТЮЗа прошла премьера спектакля «Кабанчик» по пьесе Виктора Розова. Его поставила Ника Платонова, студентка режиссерского факультета ГИТИСа, работая внутри театральной лаборатории «Розов. Эскиз-2020».

Действие происходит летом в жарком Крыму. Главный герой – Алексей – столкнулся со сложными обстоятельствами: его отец оказался коррупционером и ему грозит долгий тюремный срок. Для юноши это сильное разочарование, и он уезжает на юг к другу семьи Юрию Константиновичу. Там герой знакомится с Олей, молодой девушкой, которая приехала отдыхать вместе со своим отцом Василием Прокофьевичем.

Пространство спектакля аскетично. В центре сцены помост, сколоченный из паллетов. Справа деревянный сарай, его каркас похож на скелет кабанчика – символ обстоятельств, не отпускающих главного героя. Веранда с лампочками на другой стороне сцены напоминает летнюю эстраду. Слева от веранды есть и музыканты, они немного вне действия, обаятельно подыгрывают персонажам. Художник Анастасия Мазурова в пространстве спектакля точно передаёт лиричную эстетику солнечного юга, а лаконичность решения объёмнее раскрывает героев. Ника Платонова делает акцент на персонажах, для неё важна их история.

Проблемы Алексея и Оли схожи. Оля, как и Алексей, тоже переживает предательство со стороны своего отца. Случайно она узнает о его любовнице и для героини идеал родителя рушится так же, как и для Алексея. Актёры создают образы нервных молодых людей, ещё нескладных и иногда делают это слишком нарочито, что воспринимается как юношеский максимализм. Герои постоянно вступают со взрослыми в конфликт, защищаясь от окружающей несправедливости. Их недоумение и агрессию можно понять: отец, который наверняка учил быть честным и не брать чужого, оказался вором. Василий Прокофьевич охраняет свою дочь от романов и любовных историй, но сам оказывается неверен своей жене. Те, кто когда-то считался авторитетом, сами ведут себя как дети.

Не смотря на простоту пространства, художник закладывает в него важные для спектакля образы. Над сценой висят прозрачные таблички, на которых белым написаны слова, кажется ничем друг с другом не связанные. Когда Алексей рассказывает Оле о его проблеме в семье, на них появляется проекция, она мерцает, как спутанные, несвязные мысли героя, его не высказанные чувства. Алексей сбегает от пугающей действительности – часто прячется в свой деревянный сарай, или складывает над собой паллеты – я в домике.

Герои хотят принять ошибки своих отцов и простить их, но последние слова Василия Прокофьевича и Алексея рушат надежды на примирение как карточный домик. В своей пьесе Розов не разрешает вопрос отцов и детей и оставляет финал открытым – Алексей с Олей уходят из дома. Ника Платонова в спектакле сталкивает в одном пространстве юность, южную свежесть и тепло с несправедливостью и невыносимым чувством обиды. После ссоры с Василием Прокофьевичем Алексей бежит на край обрыва, где когда-то гулял с Олей. Затемнение и шум волн – намек на трагический финал, который сыгран так быстро, что зритель остаётся растерянным, но такой эффект ещё больше провоцирует на мысли о человеческих взаимоотношениях и попытки разгадать все символы и образы «Кабанчика».

Автор
Анна Попова, Редактор Ляля Петухова, Фото Татьяна ХандуроваВсе мы взрослые люди.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе