- Зритель не должен спать в зале, - объясняет Туминас. - Актер должен будоражить!
Будоражить Туминас пытается с помощью гротеска. Все герои выглядят и изъясняются вычурно, ломано, иногда на грани истерики. Единственный естественный персонаж - дядя Ваня Сергея Маковецкого. Кошачья пластика, нормальные, чеховские интонации, какие-то интересные детали - вот он отряхивает галстук, ловит ускакавшие подтяжки, даже домогается молодую хозяйку интеллигентно, аккуратненько - по ножке гладит, словно древнегреческую статую или хрустальную вазу, словом, он настолько хорош, что кажется совсем инородным в этом фарсе.
Замечательных актеров Людмилу Максакову (мать дяди Вани) и Владимира Симонова (профессор) нисколько не смущали их достаточно карикатурные персонажи.
- Актер на сцене должен творить легко, так чтобы вечером дома не жаловаться на усталость, - подвел итог Римас.
Совсем другое впечатление осталось от встречи с Романом Виктюком. У эпатажного режиссера все «идиотки» и «дураки», в том числе он сам. Например, ту же Людмилу Максакову он упрекнул, что излишне молодится, и не преминул сравнить при этом с Клеопатрой (в Ярославль актриса приехала в черном парике). При этом сам был одет просто с иголочки.
- Такого здесь не купишь, недешевый, - похвастался он, показывая на свой пиджак и шарф. Оба черного цвета и неопределенной формы.
Роман Виктюк ворвался в Волковский настоящим вихрем из любви, нежности и смеха. Пытался заигрывать со студентами, подмигивал и корчил рожи, а одного юношу даже пригласил на свой спектакль в Москву, подробно объяснив, куда нужно будет подойти.
Первые 20 минут встречи он посвятил своему ученику Игорю Селину, который поставил в театре им. Волкова пьесу Грибоедова «Горе от ума». Молодой режиссер переселил своих героев в современность и добавил элементы шоу - этим и вызвал восторг своего учителя.
На фестивале не было практически ни одного спектакля в традиционной постановке. Даже Вахтанговский театр показал чеховского «Дядю Ваню» в оригинальной подаче прибалтийского режиссера Римаса Туминаса.
- Он - умница, только вот отчего не переодел персонажей?! - советовал Роман Григорьевич. - Интересней было бы, если бы сначала они появились в костюмах, соответствующих нашей эпохе, а потом - в старинных!
Виктюка не смутило то, что режиссер не стал дословно придерживаться пьесы Грибоедова.
- Театральное искусство - это не пересказ текста, а его переосмысление современной эстетикой, - сказал он. - Спектакль должен взрывать, вихрь создавать.
Но самое главное, что дает импульс искусству, по мнению режиссера, - это любовь, и без нее бессмысленны любые режиссерские потуги.
- Кроме безумия любви, ничто не имеет значения! - считает он. - Должна быть энергия нежности, любви. Если ее нет, то и произведения нет.
Студентам Роман Виктюк с удовольствием травил байки о том, как общался с великими актрисами Верой Марецкой и Фаиной Раневской.
- Раневская сама по себе была театром, а из нее участника сделали! - возмутился он. И тут же вспомнил случай, от которого просто слезы на глаза наворачиваются.
- Раневская, Фуфа, как ее называли в театре имени Моссовета, должна была поехать на гастроли во Францию. Там жила ее родная сестра. Но оказалось, что едет только тот спектакль, в котором занята Раневская и не занята Марецкая. Фуфа так испугалась гнева Марецкой, что пошла и отказалась от гастролей, сказала, что ложится в больницу. В театре все поняли. Очень беззащитный был человек.
Не преминул мэтр вспомнить и о молодой актрисе Анне Ковальчук.
- Я был на конкурсе каком-то, в жюри, - рассказал он. - Эта девочка была одной из номинантов на что-то. Я удивился! У нее же глаза пустые, сериальные! Я к ней подошел, спрашиваю: «Девочка, зачем вам это нужно?». А она говорит: «Популярность поднимет». Как можно с такими глазами играть? Ужас!
Завершилась встреча с Виктюком хохотом и автограф-сессией. Находчивые студенты подсовывали для росписи обаятельному режиссеру… зачетки. Виктюк никому не отказал.
КП-Ярославль