Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее

Корреспондент "Вечерки" побеседовала с профессором Школы-студии МХАТ.
Режиссер МХТ им. А.П. Чехова и профессор Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков за постановку «Маленьких трагедий Пушкина» в «Сатириконе» номинирован сразу на две «Золотые маски». Этот нашумевший спектакль претендует на победу в номинациях за лучшую постановку драмы и за лучшую режиссуру.

Виктор Рыжаков

- Виктор Анатольевич, в прошлом году на «Золотую маску» был выдвинут ваш спектакль «Пять вечеров», поставленный в Мастерской Петра Фоменко, за который вы не получили награду. Не удручает ли вас, что система оценок, наград настолько размыта и неясна, что порой все кажется очень субъективным, случайным?


- Единственный критерий — это время, и оно все покажет. Поэтому не нужно бежать впереди паровоза. Понятно, что премии и другие временные признания приятны человеку, художнику, и тешат его самолюбие, но ведь это только внешние проявления успеха. Лично мне ни одна премия не придавала сил, и не было у меня ощущения, что я стал талантливее, умнее или счастливее от того, что награжден, премирован, отмечен. Мне не становилось легче ставить спектакль. К тому же столько в мире художников, которые не были признаны при жизни. Театральное искусство субъективно, но некоторые критерии оценки все-таки есть. «Золотая маска» довольно точно определяет круг людей театра, которые вызывают интерес, но и здесь есть потери, когда какие-то интересные работы не попадают в число номинантов. Впрочем, если не сразу, то через несколько лет все, что действительно заслуживает внимания, окажется на «Золотой маске» и на других уважаемых национальных фестивалях.


- Что побудило вас стать руководителем актерского курса в Школе-студии МХАТ? Довольны ли вы своим набором?


- В Школе-студии МХАТ не бывает, чтобы, например, лично я захотел набрать курс и вот набрал… Помимо моего желания необходимо решение ректора Анатолия Смелянского и, конечно, художественного руководителя  МХТ Олега Табакова. Наверное, в выборе на это место меня есть некая закономерность, но, когда я узнал о своем назначении, то почувствовал сомнения. Одно дело – иметь свой класс в Мастерской Константина Райкина, или в Мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова, а другое – взвалить на себя ответственность в качестве руководителя курса. Отдавал себе отчет, что если ученики пришли и состоялись в твоей жизни, значит, необходимо сопровождать их на протяжение всего пути и нести за них ответственность. Руководитель курса — это больше, чем просто педагог по актерскому мастерству или другой дисциплине, и у него нет права на ошибку, на отстранение от всего того, что происходит со студентом, на малейшее проявление невнимания.


- Не секрет, что в некоторые театральные вузы без денег и связей не поступить…


- Поверьте, в Школе-Студии МХАТ сегодня созданы все условия для того, чтобы люди талантливые, самостоятельные, ищущие, отважные смогли не только поступить без всякого блата, но и получить профессию и необходимую среду для дальнейшего становления личности. Если бы этого не было, я нашел бы в себе силы опротестовать решение старших коллег — дать мне курс. В Школе-студии есть удивительные специалисты, которые обучат студентов актерскому мастерству, а мне бы, как руководителю курса, хотелось бы вдохнуть в них энергию познания. Смешно, когда в XXI веке люди не понимают, по каким законам начинается война, и сталкиваются народы, страны? Замечу, что именно в молодые годы есть ресурс, позволяющий научиться процессу познания...Для этого не надо перепрыгивать большие высоты, а просто суметь видеть и слышать этот мир, распознавать в себе человека думающего и сознательного... В жизни человека два самых больших таинства — рождение и смерть, и самая главная загадка — страх неизвестности того, что будет там, после нас? Это таинство не может разгадать ни один ученый мира. Поскольку все мы понимаем, что наша физическая жизнь заканчивается, значит, «вечная жизнь» заключается в духовной жизни. Ее-то и должны изучать молодые люди, получающие высшее театральное образование.


СПРАВКА


Виктор Рыжаков родился в 1960 г. В Хабаровске. Окончил Театральное училище им. Щукина. В 1995-2001 гг. – худрук Театра драмы и комедии на Камчатке. С 2001 г. – режиссер-постановщик МХТ им. А.П. Чехова и профессор Школы-студии МХАТ.


Лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий.

Источник

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе