Третий пошел: «Современнику» представили худрука

Галина Волчек оставила Виктору Рыжакову хорошее наследство.
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко


Новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков не будет торопиться, вырабатывая стратегию, и учтет все особенности прославленной труппы. Приоритеты театра, заложенные Галиной Волчек, — разговаривать со зрителем современным языком и посредством актуальной драматургии — останутся в силе. Этими мыслями режиссер поделился с «Известиям», после того как в первый рабочий день года был представлен актерам и сотрудникам театра.

Народная артистка СССР Галина Волчек, бессменно руководившая «Современником» с 1972 года, ушла из жизни 26 декабря. И уже 30 декабря стало известно, что департамент культуры правительства Москвы, в чьем ведении находится «Современник», назначил на должность худрука Виктора Рыжакова.



Правильный кандидат

Подобная расторопность свидетельствует о том, что решение было готово заранее и обсуждено с мэтрами российского театра. Об этом «Известиям» со ссылкой на внутреннюю кухню намекнул худрук Александринского театра Валерий Фокин.

— Кандидатура Виктора Рыжакова, с моей точки зрения, наиболее правильная, — заявил он. — Я всячески ее поддерживал и раньше, когда были какие-то первые разговоры на эту тему. Я знаю его не просто как человека одаренного, но и склонного к современному искусству, к эксперименту. Это всё то, что, на мой взгляд, нужно театру, который должен думать и возвращать себе имя «Современника» сегодняшнего дня.

По мнению Валерия Фокина, в последнее время сложилась трагическая ситуация, когда в театрах нет «скамейки запасных» — художественных руководителей, которые могли заменить ушедших мастеров старшего поколения, а 59-летний Рыжаков, имея опыт руководства, как раз может это сделать.

Виктор Рыжаков родился в Хабаровске, учился во Владивостоке. Окончил Театральное училище им. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС), служил в Московском театре юного зрителя, в 1990-е был одним из организаторов первого фестиваля независимых театров в Сочи. Руководил театром драмы и комедии на Камчатке, театральным фестивалем имени Адександра Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге. В сентябре 2012 года стал худруком Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Ставил в Театре.doc, театре «Практика», МХТ им. Чехова, «Мастерской Петра Фоменко», «Сатириконе», Театре Наций, на других российских и зарубежных сценах. Преподает на актерском курсе Школы-студии МХАТ.

Худрук театра «Практика» Марина Брусникина уверена, что от назначения Рыжакова выиграют все — «Современник», актеры и сам режиссер.

— «Современник» приобретает руководителя, который интересуется тем, что происходит в молодом и актуальном театре, — поделилась она с «Известиями». — Виктор Рыжаков привнесет какую-то долю эксперимента, лабораторных работ, одним словом, жизни. Думаю, всем нужно набраться терпения, услышать друг друга, начать активно работать и тогда скоро мы увидим конкретные результаты.

На сегодняшний день Рыжаков еще продолжает оставаться худруком ЦИМа. За годы руководства он упрочил наследство, оставленное ему Валерием Фокиным. Сейчас ЦИМ — отлично оснащенная площадка-трансформер, где воплощаются самые смелые режиссерские идеи. Ее худрук славится творческой бескомпромиссностью и пристрастием к современной драматургии, что отвечает установкам Галины Волчек. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене «Современника», почти две трети написаны авторами специально для этого театра. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по сценам страны. Сейчас в репертуаре театра — «Нэнси» драматурга Ивана Вырыпаева, с которым Рыжакова связывает длительное сотрудничество.



Не актер и не директор

Закономерным назвал назначение худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. И в первую очередь потому, что Рыжаков — режиссер.

— В последнее время появилась мода назначать руководителями театров артистов и директоров. Это абсолютно неправильно, — посетовал Иосиф Райхельгауз в разговоре с «Известиями». — Более того, это прямой путь к развалу русского репертуарного театра. Театральным организмом может руководить только режиссер с ясной эстетической и технологической программой. Виктор Рыжаков как раз такой.

Журналистов по инициативе учредителя театра на церемонию знакомства Виктора Рыжакова с труппой не пригласили, пообещав устроить отдельную встречу. Источник в «Современнике» сообщил «Известиям», что причиной такого решения может быть сложившееся в коллективе неоднозначное отношение к появлению нового лица.

Кто-то считает, что этот вариант лучший из того, что могло быть. Во-первых, с «Современником» Виктора Рыжакова связывают добрые отношения. Известно, что Галина Волчек обговаривала с ним постановку «Хрестоматии» Михаила Дурненкова в сезоне 2019–2020. Во-вторых, он имеет успешный опыт руководства ЦИМом. Наконец, он, будучи человеком со стороны, не втянут в кланы и интриги, которые неизбежно возникают в долго работающем коллективе, и может объективно оценивать ситуацию.

В то же время оппоненты нового худрука утверждают, что для успешного руководства «Современником» необходимо знать его изнутри, как знают актеры Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова, которых Галина Борисовна назначала себе в помощники. «Известия» попросили оценить ситуацию Сергея Гармаша, однако он отказался от комментария.

— Для людей, с которыми я общаюсь в «Современнике», а это достаточно близкий круг, данное назначение было неожиданным, — заметил в разговоре с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — На мой взгляд, оно достаточно торопливо. Что касается фигуры Виктора Рыжакова, то его плюсы уже не раз были названы — умение работать с хорошими актерами, внимание к новой драматургии, умение ее чувствовать. Пожелаем ему удачи.Театр находился в последние годы в непростой ситуации, и хочется верить, что новый художественный руководитель даст ему необходимые ориентиры.



Перемены неизбежны

Начиная с 9 января Виктор Рыжаков вплотную займется «Современником». Он будет его третьим худруком после Олега Ефремова и Галины Волчек. Последняя оставила преемнику крепкую труппу, разнообразный репертуар и две сцены, только что отремонтированные с учетом последних технологий. Если учесть, что после ухода Ефремова во МХАТ Волчек приняла театр фактически обескровленным — без репертуара и ведущих актеров, — Рыжакову досталось хорошее наследство.

Что касается художественной политики, то под его руководством «Современник» ждут перемены, считают культурные деятели. Курс Галины Волчек изменится, возможно, значительно.

— К сожалению, театральное дело не может существовать без художника. Уходит художник, и оно заканчивается, — отметил в беседе с «Известиями» режиссер Евгений Марчелли. — Никакие попытки продолжить не дадут положительного результата. Нужно это понимать, принимать и продолжать жить дальше.

Он назвал Виктора Рыжакова замечательным, интеллигентным человеком, у которого получаются интересные спектакли. Кроме того, подчеркнул Евгений Марчелли, у нового худрука хорошая репутация: он не замешан в скандалах.

— Получится ли у него? Предсказать сложно, да и, наверное, не нужно, — резюмировал Евгений Марчелли, пожелав коллеге терпения и стойкости.



СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Московский театр «Современник» создан группой молодых актеров в 1956 году.

Основой репертуара стали произведения современных советских и зарубежных современных авторов. Первым худруком театра стал Олег Ефремов. В 1972 году после его ухода во МХАТ труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство приняла Галина Волчек. С 4 января 2020 года театром руководит Виктор Рыжаков.

Автор
Марина Иванова, Даниил Поляков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе