«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель

Задуманный Всеволодом Лисовским проект под названием «Сто дней» стартует в конце сентября.
На фото - Всеволод Лисовский и зрители «Диких танцев свободных птиц».
Фото Аллы Шендеровой


Основной задачей спектакля-фестиваля станет исследование вопроса: каким предстанет целое в глазах зрителя, который не может это целое увидеть и охватить.


Главный экспериментатор современного российского театра Всеволод Лисовский, привыкший проверять на прочность все составляющие традиционных театральных конвенций, за время всеобщей изоляции придумал, возможно, самый масштабный свой проект (даже по сравнению с придуманным им же спектаклем-променадом «Сквозь / Скольжение по возможностям», который длится двое суток): «тотальный спектакль» (по сути — фестиваль мини-спектаклей и/или перформансов) продолжительностью в сто дней. Предметом изучения на сей раз станет механизм работы зрительской (и художнической) фантазии при условии заведомой неполноты восприятия. В теории многочисленные театральные опыты, «изолированные» друг от друга в пространстве (и пересекающиеся во времени), отчасти перекликаются с новым опытом этого года и, соответственно, оказываются его логичным завершением. На практике «Сто дней» становятся закономерным развитием других «исследований» Лисовского, включая «Молчание на заданную тему» (и ещё более радикальное, но и более близкое новому проекту в акценте на зрительскую фантазию и включённость «Молчание на свободную тему»), — опытов домысливания, достраивания целого уравнения со множеством неизвестных.

Конкретнее о том, в чём заключается суть проекта, Всеволод Лисовский рассказал журналу ТЕАТР.: «Суть затеи сводится к тому, что на протяжении ста дней — с конца сентября и до Нового года — разные творческие объединения и отдельные творцы в разных концах Москвы (хотя уже понятно, что одной Москвой дело не ограничится) будут „проживать“ каждый свою историю. Истории не будут связаны друг с другом никак. Зачем это делается? Задача — проработать новую модель взаимодействия со зрителем: последний даже теоретически не имеет возможности увидеть всё, что происходит (в день будет до 15 перформансов — все в разных местах). Составить представление о целом он должен будет на основании заведомо неполных данных. Важно отметить, что авторского креатива в тотальном спектакле не будет (точнее, он никогда не будет озвучиваться), а финалом проекта станет публикация зрительского нарратива: то, что понял и придумал сам зритель».


На фото – место действия «Диких танцев свободных птиц».
Фото Аллы Шендеровой


Отметим, что амбициозный замысел Лисовского, помимо огромного пространства творческой свободы для всех потенциальных участников «Ста дней», предполагает соответствующий ему размах работ — и, соответственно, человеческих ресурсов, которые потребуются в том числе и для реализации «исследовательской», аналитической составляющей проекта. Об этом «существенном обстоятельстве» Лисовский также рассказал журналу ТЕАТР.: «Мы боремся с таким репрессивным фактором как качество. Куратор проекта (я) обязуется принимать любые заявки. Но участники должны понимать, что их задача — не развлекать кого-то, а развлекаться самому. Денег нет ни копейки, и взять их негде в этой стране. Но отсутствие денег — не повод этого не делать. Нужно практически бесконечное число участников — как творческих единиц, так и людей, способных на волонтёрских началах администрировать, снимать, записывать зрительские фидбеки, расшифровывать эти фидбеки».


На фото – место действия «Диких танцев свободных птиц».
Фото Аллы Шендеровой


Напомним, что своеобразным «предисловием-затактом» к новому проекту стала двухдневная акция «Верни себе город», которую в июне Лисовский организовал вместе со своим младшим товарищем Васей Березиным (способным составить «комиссару» Лисовскому конкуренцию в негласном праве называться главным театральным экспериментатором), деятельно участвующим и в организации «Ста дней». В первый день июньской акции были показан повтор двух работ, премьеру которых «подпольно» провели ещё в период жёстких карантинных мер, — «Секс как утопия» Лисовского и «Эдем, Эдем, Эдем» Березина; во второй — перформанс-променад Лисовского «Дикие танцы свободных птиц». В обоих случаях пространством становились ультраурбанистические (и одновременно почти «романтически» разрушенные) территории: заброшенный сквот и руины завода, где делали ракеты «Протон».

Автор
ЕЛЕНА АЛДАШЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе