«Театр в России запрограммирован на просвещение»

Худрук БДТ Андрей Могучий — о свободе через ограничения, новых художественных программах и великой истории Театра Товстоногова.

Фото: Игорь Захаркин

Большой драматический театр имени Товстоногова открыл первый сезон с новым худруком Андреем Могучим, который представил общественности программу развития театра. До своего неожиданного назначения режиссер пять лет готовил запуск второй сцены Александринского театра, однако в марте он был вынужден оставить свое детище ради новой должности.

Новый худрук БДТ особо подчеркнул важность просвещения публики и «развернутость театра к Европе». Первой премьерой в юбилейном сезоне (в феврале БДТ справит 95-летие) станет постановка самого Андрея Могучего. На Малой сцене театра, расположенной на Каменном острове, зрители увидят спектакль «Алиса в Стране чудес», главные роли в котором сыграют легендарные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Корреспондент «Известий» Олег Кармунин встретился с режиссером.

— Как вы будете использовать опыт работы на новой сцене Александринки в Большом драматическом театре?

— В реальности получилось, что работы как таковой не было — только наработки. Я сделал открытие Новой сцены и сразу ушел в БДТ. Что-то, конечно, из того опыта пригодится, но что-то нет. Возможно, в будущем наши театры будут сотрудничать, и какие-то проекты мы воплотим совместно.

— Какие кадровые перестановки произошли в БДТ после вашего прихода?

— Они только начались — это процесс медленный, аккуратный и скрупулезный. Появились новые отделы, в частности отдел творческого развития, который будет сочинять проекты и разрабатывать художественную концепцию развития театра. Под проектами я понимаю не только создание спектакля в классическом понимании, но и разработку механизма функционирования современного театрального музея, фестиваль, режиссерскую лабораторию или празднование 95-летия театра. Еще один отдел — кураторский: к каждому проекту, возникающему в театре, прикрепляется продюсер — человек, который знает о нем абсолютно все, потому что «ведет» проект от момента возникновения до момента воплощения. Такие люди в БДТ уже появились, и сейчас они вливаются в традиционную структуру театра.

— Пространство БДТ наполнено особой аурой, которую невозможно игнорировать. Что недопустимо в этом театре?

— В искусстве можно делать абсолютно все, но при условии, что художественному поступку есть этическое оправдание, то есть понимание, зачем совершается действие. Это всегда ставит тебя в рамки, как бы ограничивает твою свободу. Хотя для меня путь к свободе лежит именно через ограничения. Препятствия являются очень сильным движком. Есть опыт современного театра и есть великая история БДТ, наследие Товстоногова, которое нельзя игнорировать. Все это мы будем учитывать и, надеюсь, правильно совмещать.

— Расскажите про Каменноостровский театр. Его тоже ждут изменения?

— Сейчас на Каменном острове идет часть текущего репертуара. В будущем, после переезда на Фонтанку, 65, художественная стратегия этого театра, вероятно, будет корректироваться. Объясняю почему: эстетику определяют место и пространство. На Каменном острове, ограниченном водой, удаленном от городской жизни, пространстве скорее курортном, дачном, необыденном, уместен такой же необыденный театр — например, музыкальный, ну или музыкально-драматический. Тем более что изначально, исторически у Каменноостровского театра музыкальные корни — у него в свое время был «водевильный», оперный и балетный репертуар. Это здание с отличной акустикой. Думаю, что такой проект, как «История солдата» Стравинского — мы задумали его совместно со швейцарскими музыкантами — правильно прозвучит именно на Каменном острове. Это будет наш пилотный проект в новой музыкально-драматической концепции театра. Сделаем и увидим. В октябре.

— Вы говорили, что планируете осуществлять в БДТ детские программы.

— Уже сейчас творческой группой БДТ разрабатывается программа «Театр изнутри». Это интерактивная игра для детей в форме спектакля-экскурсии по зданию театра. Другой «детского» направления — «Спектакль изнутри». Это по сути мастер-класс, очень подробный и сложносочиненный. В театр приходят дети, и вместе с ними, объясняя, показывая и корректируя, театральные профессионалы сочиняют спектакль. Дети здесь главные, попав в театр, они могут побывать во всех театральных ролях — от гардеробщика до актера. Естественно, пока все перечисленные проекты — пробные. Мы запустим их в конце осени в тестовом режиме и, если работа пойдет в верном направлении, сделаем постоянно действующей программой.

— Почему «Алиса в Стране чудес» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили в главных ролях — спектакль для взрослых?

— Но ведь и книга, мягко говоря, не совсем детская. Не банально детская, скажем так. Это будет не «Алиса в Стране чудес» в чистом виде, это будет спектакль по мотивам. Кэролловский мир никому — ни взрослым, ни детям — не повредит.

— Актеры будут участвовать в сочинении спектакля?

— Спектакль будут сочинять художник, драматург и я, но в своей работе мы будем отталкиваться от артистов. Их участие в создании будет очень велико, но ни в коем случае не станет насильственным. Роль будет создаваться, «кроиться» на конкретного актера, как костюм.

— Празднование юбилея театра вы проведете на исторической сцене?

— Не исключено. Нам бы этого очень хотелось. Но мы еще до юбилея проведем на Фонтанке, 65 ряд других мероприятий. Например, презентацию книги Эдуарда Кочергина «Записки планшетной крысы», посвященную театральному народу Ленинграда, высококлассным профессионалам — художникам, монтировщикам, режиссерам, актерам.

— А где на этот раз будет проходить фестиваль «Театральное пространство Андрея Могучего»?

— Здесь, на территории БДТ, но вполне возможно, что режиссерскую лабораторию мы перенесем в какой-нибудь лофт. Сейчас было бы безумием отделять ТПАМ от Большого драматического театра. Фестиваль станет очень хорошим инструментом для изучения того пространства, куда я сейчас попал, — тематически ТПАМ будет связан с тем, что я делаю в театре в данный момент, а также с прошлым и будущим БДТ.

— Однако центральная фигура фестиваля — Товстоногов.

— Да, точнее, его метод. Мы будем изучать не судьбу Георгия Александровича, а его методологию. Попытаемся понять секреты его мастерства, химию режиссуры. Для меня ТПАМ и «Формальный театр» (независимая театральная труппа Андрея Могучего. — «Известия») всегда были инструментом познания.

— Вы изучаете историю БДТ?

— История — это прежде всего люди, и в этом смысле вся история театра жива. Это самое главное чудо.

— А что вас привлекает в истории театра больше всего?

— Любовь.

— В последнее время театры все чаще мечтают превратить в «культурные центры». А, на ваш взгляд, каким должен быть театр?

— Сегодня в обществе очень чувствуется недостаток духовного общения. Его, на мой взгляд, можно компенсировать не только репертуаром, новыми постановками, но и конкретными просветительскими программами — открыто говорить с горожанами о том, что кажется нам важным. Проблема эта касается не только БДТ. Сколько людей от общего числа ходит в театр? Максимум два процента наберется. А дальше возникает справедливый вопрос — зачем вообще нужен театр? Мне кажется, что театр в России при тех возможностях и той традиционно сложившейся организационной структуре, которые не снились ни одной европейской стране, запрограммирован на просвещение.

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе