Театр одного лектора

Могут ли Липсет и Хофстед стать Немировичем-Данченко?

Экономический театр.… При этих словах представляются разверзающиеся под вагнеровский грохот декорации, на фоне которых хор авгуров (работая плащами) поёт – «Случилось страшное…».

Однако в реальности всё проще. Строго освещённая сцена, два стола, экран с графиками, лэптоп, чайник, песочные часы и трое участников. Однако действие держит зрителя в напряжении без всякой музыки сфер. В ProScience/театре идёт лекция-спектакль «Культурные коды экономики» с Александром Аузаном. А когда речь идёт об экономике - сценические эффекты излишни.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан - не профессиональный актёр. Но лекционный опыт, опыт общения с аудиторией оказывается тут важнее школы Станиславского. Актёр может списать любой кикс на «я так вижу». В ars scholas главное - быть понятым. Причём без упрощения и адаптации смыслов. Слишком легко тут оступиться в проповедь, агитацию, толковище. Словом - между игрой актёра и искусством лектора та же разница, что между танцем Саломеи для Ирода и пением Давида для Саула.

Вероятно поэтому, несмотря на то, что за окнами бушевал футбольный чемпионат, зал был полон. Для многих информация о культурных кодах экономики оказалась важнее голов и пенальти. Но не стояло ли за этим интересом к «культурным кодам» нечто большее? Безусловно. Либеральные интеллигенты повержены, на их смену заступили православные консерваторы, но проблемы не решаются, а только множатся. Понятно, что Крым наш, на очереди Шпицберген, Гельсингфорс и Порт-Артур… Но! Если бы процессы жизнедеятельности организма сводились к вопросам поглощения, как в рекламе «Съел и порядок!», жить было бы на порядок проще. Без пищеварения и прочих анатомо-экономических траблов.

Экономика же, сочетающая в себе прагматику точных наук и романтику гуманитарных, может открыть некий третий путь, свободный от идеологического рекламного спама.

Начал Александр Аузан с признания, что принадлежит к тем странным экономистам, которые считают культуру важнее экономики. Собственно экономика, как наука началась с вопроса Адама Смита, заданного ещё в 1776 году: почему одни народы живут хорошо, а другие плохо? И без видения влияния культурных кодов на экономический уклад ответить на этот вопрос невозможно. Однако на этом месте стоит остановиться. Пересказывать содержание лекции - это всё равно, что пересказывать содержание детектива. Зная заранее, кто убил ВВП, на лекцию никто не пойдёт.

Но об оптимистической концовке, венчающей лекцию-спектакль, умолчать нельзя. Вовсе не красота спасёт мир, а образование. «Магия шпиля МГУ», по образному выражению Александра Аузана. Тотальная университизация облагородит культурные коды, те в свою очередь сделают экономику функциональной, люди станут богаче, а, следовательно, добрее. Причём чем выше будет общеобразовательный уровень населения, тем меньший ущерб чума-архаики будет наносить ущерба не только экономике. Выправится ситуация в политико-социальной сфере. Группам с оппортунистическим поведением, живущим обманом и манипуляциями придётся сойти со сцены, так как образованных людей обмануть труднее.


Стоит, наверное, поделиться главным впечатлением, вынесенным из услышанного. Говоря о «протестантской этике» как культурном коде, не стоит иметь в виду протестантизм как религиозную концепцию. Например, в ГДР смена символа веры мало повлияла на качество промышленной продукции. Так и «культурный код» это нечто более тонкое и сложное, чем этноконфессиональная матрица.

Кстати о ГДР. В третьем акте лекции был интересный момент о том, как при возвращении её территории в лоно Бундесреспублики, был введён «налог солидарности» для облегчения интеграции и адаптации. «Вести» безропотно его выплачивали, дабы «ости» вновь научились пользоваться вилкой. В России были аналогичные предложения по Крыму, но они не нашли поддержки во властных структурах, где хорошо знают настроения налогоплательщиков. Как там у классика? «Коль живет он в Рязанской губернии, так о Тульской не хочет тужить».

Спектакль-лекция не единственный театральный опыт Александра Аузана. Лекционные ассистенты Алексей Муравьев и Дарья Косовец рассказали, что силами того же центра имени Мейерхольда был поставлен спектакль «Алиса и государство». Во многом под впечатлением от работ Аузана «Институциональная экономика для чайников: приложение журнала Esquire Russia», «Национальные ценности и модернизация», «Социальный контракт как обмен ожиданиями». Не знаю, идёт ли спектакль сейчас. Так как все Белые Кролики там были с Болотной.


В общем, лекция театрального формата оправдывает себя как жанр и смотрится гораздо живее, чем исчерпавший себя диспут. Тем более обратная связь с залом присутствует и любой «станиславский» их зала может выступить соавтором.

Яков ШУСТОВ

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе