Театр Маяковского: Поле битвы свободно

Сергей Арцибашев: “И приду, и порог переступлю”

Пресс-конференция артистов Театра им. Маяковского, назначенная на сегодня в “МК”, срочно отменяется. Почему? Всему виной внезапный уход Сергея Арцибашева с поста худрука театра, которого, кстати, требовали артисты Маяковки. Проблема сама собой рассосалась. Правда, породив много других. С подробным анализом ситуации и перспектив — обозреватель “МК”.

Такого развития событий никто не ожидал. А Арцибашев, против которого восстала большая часть труппы (57 человек подписали письмо), взял да и сделал ход конем. Это как в восточной борьбе: если не сопротивляться удару противника, удара не получается.

В ночи звоню Сергею Арцибашеву:

— Сергей Николаевич, вот это ход! Неожиданно. Почему вы приняли такое решение?

— Никакой это не ход — ты так не пиши. Я собирался вести диалог. Позвал весь худсовет, назначил его на 24 марта. Всех обзвонили, предупредили, а они отказались прийти. Что мне остается? Моих сторонников — жалкая кучка, большой перевес не в мою пользу. Ждать общего собрания с голосованием?

Мое здоровье подорвано. Я только вышел из больницы. Инфаркта я не хочу. Врачи готовы были мне продлить больничный, но я все-таки вышел, потому что хотел наладить диалог, поговорить, что-то решить, изменить, но… В такой атмосфере работать невозможно. Сердце начинает болеть. Что теперь, умирать?

Все это он говорит достаточно спокойно, даже как-то отстраненно.

— Сегодня вы последний день в театре. А Департамент культуры, г-н Худяков подписал ваше заявление об отставке?

— Должны. Сказали, что примут решение сегодня.

— Вы допускаете мысль, что сможете прийти в Театр Маяковского после того, что там произошло?

— Ну а почему же нет? Когда я пролежал на Каширке… после таких мест по-другому работает сознание. У меня обиды нет на них. Может быть, у них на меня? Не знаю. Я благодарен за все — что 8,5 года работал там, ставил спектакли. Приду и порог переступлю. Если только охрана запретит туда меня пускать, тогда уж конечно... Сейчас я больше думаю, как восстановиться. У меня двое маленьких детей: Коле — 8, Свете — 4.

— Извините, хочу уточнить, ваша последняя жена, мать детей, — актриса Театра на Покровке?

— Да. Когда я вижу этих маленьких, зависящих от меня людей, я все понимаю. И они всё понимают, особенно когда я прихожу домой в нервном состоянии, они чувствуют мою напряженность. И сами ведут себя по-другому.

— Если честно, вы сами приняли решение уйти или вам помогли?

— Советчиков много, но решение я принимал сам. Я не собирался уходить. Последней каплей стал отказ артистов прийти на худсовет.

— Но после вашего ухода в театре, точнее в его административном аппарате, остаются люди, которых вы привели с собой. Вы же в какой-то степени отвечаете за них?

— Ну, во-первых, я не так много привел. Я не увеличил штат в два раза, как в этом меня обвиняют. Что я могу сказать? Их судьбу будет решать новое руководство.

— А брат ваш, Владимир Николаевич, выполнявший обязанности директора, он как?

— Брату я говорил, что, наверное, приму решение.

Как рассказывают в театре, нервы у брата покрепче будут. До последнего дня он ходил по театру в настроении, далеком от подавленного, и шутил: “Меня-то вы сковырнете, а вот Серегу — вряд ли”. Ошибся брат.

— Но говорят, Сергей Николаевич, что в Театре на Покровке, которым вы продолжаете руководить, артисты тоже недовольны.

— Буду разговаривать с ними. Я ведь на Покровке оставался на полставки руководить. Я курировал театр и не совсем его бросил, как говорят. И не раз в полгода появлялся там. Пойми, я не революционер. Еще до болезни мне подсовывали какие-то письма читать, а я говорил, что не хочу ничего знать, я хочу работать.

— Что, по-вашему, будет с Маяковкой?

— Мне трудно прогнозировать. Я вижу только, что в данной ситуации я не могу ничего изменить. Не могу бороться, противостоять нет сил.

Итак, Сергей Арцибашев ушел. Противостояние окончилось, слава богу, бескровно. Игорь Костолевский так сформулировал общее мнение:

— У нас нет никакого триумфа. Арцибашева нам по-человечески жалко. И он вызывает уважение тем, что нашел в себе силы уйти.

Но жизнь продолжается. Кто займет место в кабинете главного в академическом театре? Об этом вопрос главе Департамента культуры Сергею Худякову — ему принимать решение.

— По уставу театра в нем единоначалие, и должности всех руководителей административных и финансовых служб называются заместители художественного руководителя. Эта система, которую создал Сергей Арцибашев, — его ошибка. Пока исполнять обязанности худрука будет Ирина Шашкова, работавшая заместителем Арцибашева.

— Как долго г-жа Шашкова, которая, кстати, не имеет авторитета в театре, будет руководить?

— Не знаю. Будем советоваться с коллективом, с деятелями театра.

— И все-таки вы полагаете, что худруком станет человек изнутри или извне?

— Ситуация сложная. В такой театр, каким является Маяковка, должен прийти один из опытнейших режиссеров. Случайных людей здесь быть не должно, как и экспериментов.

Сейчас для Академического театра им. Маяковского начнется, пожалуй, самое сложное. Поле битвы свободно, да и битвы удалось избежать. Мародеров тоже пока не видно. Хороших, первоклассных актеров в труппе достаточно, но художественного лидера среди них нет. Опыт, когда театром руководит известный артист, в Москве по большей части печален. Табаков и Волчек — уникумы. Немаловажно, что Маяковка среди столичных театров всегда отличалась внутренней интеллигентностью и отсутствием театральной возни. Смогут ли артисты принять человека извне? Избегут ли искушения получить власть? Не увязнут ли в бесконечных собраниях? Время покажет. До счастливого финала еще далеко.    Сохранить           

материал: Марина Райкина

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе