«Тартюф» Александра Кузина

Премьерой «Тартюфа» в постановке Александра Кузина на прошлой неделе порадовал своих зрителей Волковский театр. Как же этот спектакль отличается от всех предыдущих постановок последних лет на сцене Волковского! Александр Кузин, будучи главным режиссером Ярославского ТЮЗа, вывел его в число лучших театров страны. Александр Сергеевич плохие спектакли ставить не умеет, что доказал еще раз новой работой.
Кузин решил обратиться к классике – пьесе Мольера «Тартюф», написанной еще в XVII веке во Франции, и доказал, что «Тартюф» не устаревает и не теряет своей актуальности и в наши дни. Это вторая постановка режиссера на волковской сцене.
Перед нами печальная история одной семьи, которую разрушает с виду богобоязненный святоша Тартюф. Глава семейства Оргон безмерно ему доверяет, хочет выдать за него замуж свою дочь, изза него выгоняет из дома сына и понимает настоящую сущность Тартюфа только после того, как становится свидетелем соблазнения собственной жены. Лишь мудрость и великодушие короля-солнце Людовика XIV позволяют свершиться справедливости, и офицер, зачитывающий волю монарха, наказывает Тартюфа, а не Оргона. 
Так у драматурга Мольера. Режиссер Кузин расставляет акценты, чтобы можно было понять характер каждого из персонажей пьесы. И понять трагедию отдельной семьи, у которой рушится вся жизнь. Символ этой жизни – уютный светлый дом Оргона, дом­-мечта, полный счастья. Зрители видят, как по прихоти Тартюфа разрушается этот светлый дом, превращаясь в руины.
Тартюф, которого играет Владимир Майзингер, лишь индикатор, который высвечивает таящиеся в семье проблемы. Тартюф, как и полагается святоше, сдержан, холоден, говорит слабым голосом. Но то и дело эту холодность и слабость теряет, превращаясь в проходимца. Он не столько характер, сколько функция – высвечивать проблемы, доводя их до абсурда.
Оргон Сергея Куценко – это наивный, но упертый персонаж. Он восторжен, влюблен, доверчив. Беда его в том, что предметом влюбленности и восторга он выбирает Тартюфа, не позволяя признаться самому себе в своей неправоте. 
А кто становится жертвой Тартюфа? Мать Оргона, госпожа Пернель (Наталья Терентьева), еще более восторженная и упертая, чем ее сын. Дочь Оргона Марианна (Наталья Мацюк) – плакса, напоминающая фарфоровую куклу. Ее служанка Дорина (Ирина Сидорова), недалекая, но хитрая, а главное, преданная своей госпоже. Сын Оргона Дамис (Виталий Даушев) – храбрый и вспыльчивый юноша. Красавица жена Эльмира (Анастасия Светлова), которая готова ради своего супруга и падчерицы переступить через чувство собственного достоинства. Ее брат, шурин Оргона Клеант (Алексей Кузьмин), олицетворяющий голос разума.
В финале мы видим всех героев в разрушенном доме в полном отчаянии. Но Александр Кузин вывел персонаж, которого нет в пьесе Мольера. Это Людовик XIV (Илья Варанкин), блистательный и великий. Появляется он в тот момент, когда офицер (Руслан Халюзов) зачитывает высочайшую волю монарха, который милосерден и справедлив, карает и милует каждого по заслугам. Казалось бы, вот он, хеппи­энд. Однако властитель может миловать, но не в силах отменить крах, в который каждый человек ввергает себя самого.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе