Сплав бесстыдства и одиночества

Завершена программа «Золотой Маски» «Легендарные спектакли ХХ века»

Балет Иржи Килиана Last Touch First — лучший подарок ленивцам, предпочитающим талантливые экстракты многотомным собраниям: он вместил в 50 минут собрание сочинений Чехова, уже пожившего в ХХ веке и применившего к своим героям инструменты психоанализа. Название — «Последнее прикосновение первое» — как старый ребус «Казнить нельзя помиловать», дразнит возможностью по-своему решить судьбу чеховских героев, двигающихся на сцене предельно медленно, почти незаметно, но понятно, что так выглядит агония многолетних мучений. 


В пространстве сцены, задрапированном белой тканью, условные чеховские сестры Маша, Ирина и Ольга, почти неподвижные, как попавшие в мед мухи, пытаются флиртовать с Соленым, Тузенбахом и Вершининым (упоминаем героев «Трех сестер», но могут быть и другие чеховские персонажи). Ни о какой мечте, «Москве» речи быть не может — уснувшие посреди жизни «прекрасные люди» настолько погружены в себя, что единственный поступок, который они могут совершить в течение дня, — крохотное движение; из этих движений складывается общий мучительный вальс. Мужчины и женщины могут не касаться друг друга, только резко вздрагивать на звук струны. Поворот головы — облегчение. Гораздо страшнее, когда нет отклика на внешние раздражители. Тогда вызванные звуковыми ударами раны выражены в замедленной судороге тела, соединяющей бесстыдство и одиночество. 

Принадлежащий к тому же поколению и ничем не похожий на Килиана Уильям Форсайт был представлен «масочной» публике постановкой 1988 года Impressing the Czar, восстановленной в 2005 году для труппы Королевского балета Фландрии. «Впечатляя царя», Форсайт вступает в диалог с мифом классического балета — и поскольку битва происходит на его, Форсайта, шахматной доске и он начинает первым, гениальный архитектор пространства сцены и математик танцевальных комбинаций выигрывает. Барочно одетая труппа танцует на шахматно расчерченном паркете изломанные балетными цитатами менуэты. «Салат» танцевальных цитат из ритуальных плясок, средневековых бранлей, балетной классики XVIII—XX веков, дискотечных и балетных импровизаций XXI века замешан непредсказуемо, бескомпромиссно, своенравно. По Форсайту, классический балет — не доминантный самец, сжевавший все существовавшие до него танцы, а одна из эпох развития, звено пищевой цепочки, которое может быть проглочено представителем более эволюционного вида. На его балете научаешься животному разнонаправленному зрению и слуху, так как музыкальная партитура звучит то из динамика под потолком, то из глубины сцены, и ты, как в лесу, должен быть ко всему готов. 

До начала XVI века во Фландрии и Германии существовала традиция отправлять в море корабль без руля и ветрил. На корабль сажали разного рода юродивых — тех, кто не мог смириться с правилами и законами окружающего их общества. Килиан и Форсайт начинали в Германии, в Штутгартском балете, где постановки нестандартно мыслящих хореографов включали в репертуар, то есть, по сути, отправляли в море без руля и ветрил. И Килиан, и Форсайт выплыли, доказав миру, что современная хореография — достойное звено эволюции классического балета. 

Екатерина Васенина

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе