Сауна смотрит в мир

Пермская "Сцена-Молот" в Петербурге

В программу петербургских гастролей пермского театра "Сцена-Молот", проходящих в рамках программы "Культурный альянс Пермь—Питер" на сцене Молодежного театра на Фонтанке, вошли три спектакля: "Коммуниканты", "Вера Павлова. Стихи о любви" и "Чукчи". Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

"Сцена-Молот" — театр очень молодой, в декабре этого года отмечает год, но в репертуаре уже 11 спектаклей. Возглавляет его известный москвич, руководитель столичной "Практики" Эдуард Бояков. Что совсем неудивительно: всем известно, что движение "Пермь — культурная столица", получившее уже неофициальный статус культурной революции, во многом делается силами московских эмиссаров. "Сцена-Молот", как и московская "Практика", занимается главным образом современными текстами. И три постановки, привезенные в Петербург, собственно только это обстоятельство и объединяет.

Открыла гастроли постановка режиссера Владимира Агеева по пьесе Дениса Ретрова "Коммуниканты". И самым замечательным на этом спектакле был зрительный зал. Оценить пермское детище господина Боякова пришли Лев Додин, Валерий Фокин, Максим Исаев и, понятное дело, художественный руководитель принимающего гастроли Молодежного театра. Вообще-то они и друг к другу так на премьеры не ходят. А вот у широкой публики гастроли театра "Сцена-Молот" энтузиазма не вызвали, зал Молодежного оказался наполовину затянут холстами.

На сцене кафельная сауна с имперским римским орнаментом и большой кроватью (сценография Маргариты Алабаевой и Эдуарда Боякова), депутат Дмитрий Борисович без галстука и какой-либо другой одежды, иногда кутающийся в банную простынку, как в тогу, две голые проститутки, милиционер и гастарбайтер. Актеры все, кроме одного (занятого в роли милиционера Михаила Орлова, известного по работам в театре "У моста"), непрофессиональные. Если задаться целью отыскать в этой постановке хоть что-то хорошее, можно отметить обаятельную органику Самира Наврузова в роли гастарбайтера. Но играют все плохо. И дело даже не в исполнительском несовершенстве. Играть им нечего. Пустота и даже профанация — вот главные отличительные черты как текста Дениса Ретрова, так и режиссуры Владимира Агеева. В первой части депутат-сибиряк, пользуясь исключительно нехитрым набором нецензурных выражений, переживает за судьбу родины и свою карьеру. Во второй — в телетрансляции выступает на съезде, пользуясь митинговым жаргоном про всякие инновации. Затем пьеса вплывает в сюр-лексическую игру, c рассуждениями о семиотике, как нам это поясняет проститутка из Белоруссии. Другая девушка, сами понимаете, украинка. И пользует их в сауне великая Россия.

Из программки к тому же можно узнать, что в тексте пьесы использованы "оригинальные конструкции А. П. Чехова, а также фрагменты выступлений партий "Единая Россия" и "Справедливая Россия"". А также, что, оказывается, главный герой этого спектакля — речь, а смысл его — невозможность коммуникации. Ну-ну. На самом деле парят в этой сауне главным образом публику. "Коммуниканты", невзирая на голую натуру и эротические танцы и околополитическую фактуру,— зрелище скучное и беззубое. Смысл не улавливается — ни драматический, ни человеческий, ни политический.

В лучшем случае, "Коммуниканты" — просто мутное и малохудожественное высказывание про отдельно взятого, очевидно недалекого и отсталого в своей банно-матерной эстетике депутата, от которого, как выясняется, уже отказались вышестоящие товарищи. В худшем — бездарный выпад против законодательной ветви власти. Немудрено, что "Коммуниканты" разогнали даже vip-публику, и на других спектаклях "Сцены-Молот" зрительный зал выглядел гораздо скромнее.

В один вечер с "Коммуникантами" и в тех же декорациях сауны (просто не успевали разобрать монтировку, за что перед зрителями извинились) очень чисто и пронзительно сыграли поэтический спектакль "Вера Павлова. Стихи о любви". Восемь актрис не просто декламируют стихи Веры Павловой, остроумные и интимные. В чтении создается коллективный женский портрет: от звонкого, лукавого девичества до умудренной зрелости, от озорной наивности до усталой умудренности. Замкнутый авторский мир поэтического дневника, оказывается, открыт сугубо театральному миру очень разных в своих темпераментах и образах актрис и, распространяясь на множество женщин, не теряя авторства, предстает как минимум историей о Еве.

Закрыл гастроли уже известный за пределами Перми очень хороший спектакль Филиппа Григорьяна по пьесе Павла Пряжко "Чукчи". Жанр, в котором он поставлен, иногда называют драматическими визуализациями. Герои — "чукчи" Маша и Миша в белых костюмах и пудренных до гипса париках, похожие на чеховских дворян; их сосед Степан, загримированный как памятник Неизвестному солдату; молчаливый красный чебурашка, которого Степан учит говорить "спасибо-пожалуйста"; пара забинтованных по пояс артистов в масках оленя и волка. Обитают герои в странном, сюрреалистическом мире. На сцене белое безмолвие и какая-то постиндустриальная свалка старых машин, груда черепов, военных ящиков с винтовками. Как главную мантру эти вполне сказочные герои "Чукчей" повторяют: "пошел к соседу, пил чай, хорошо". И сквозь все наносное, очень постороннее и в то же время принятое в их жизни вроде найденных книг о тайге и квантовой механике, сквозь правдоподобные и не очень события, о которых рассказывают герои, сквозь гипсовый слой монументов пробивается нечто очень нежное и очень важное человеческое, хранителями которого эти странные люди и оказываются.

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе