Русский человек на рандеву

Международный Волковский фестиваль в Ярославле Под «русским человеком» следует понимать зрителя. Современную ярославскую публику, которая ежегодно в ноябре может оценить то, что предлагают ей российские и зарубежные театры, съезжающиеся на фестиваль. Впрочем, дело, конечно, не в национальном вопросе, здесь бывает много зарубежных гостей, но все же Ярославль, родина первого профессионального театра, по сути своей является и родиной российской публики.
Но этот «русский человек» – еще и классический персонаж нашей отечественной литературы и драматургии, ведь девиз фестиваля: «Русская классика на языках мира». И тут очень интересно понаблюдать за тем, как эти хрестоматийные персонажи вписываются в реалии меняющегося времени, как осваивают переводы на новейшие театральные языки, насколько, в конце концов, интересны нам, сегодняшним. Ведь на упомянутом «рандеву» встречаются и впрямь разные миры и эпохи, стили и традиции, «новые формы» и укоренившиеся смыслы, которые вдруг неожиданно могут измениться, обрести совсем другие подтексты.

Да и сам Волковский театр, организатор одноименного фестиваля, с недавних пор стал местом, где традиция встречается с экспериментом, а привычные способы и приемы режиссерско-актерского искусства остро синтезируются с новыми. Да, это порой вызывает споры, дискуссии, даже неприятие публики, но одновременно заметно расширяет зрительскую аудиторию, добавляя к заядлым театралам со стажем молодую студенческую поросль. А собственно фестиваль помогает расставить нужные акценты, ведь он вписывает театр и город в более широкий современный сценический контекст, как российский, так и европейский. И дает понять, что и ярославский театр уже способен занять в нем определенное место, причем отнюдь не на обочине этого процесса.

Кстати, не столь давно при Волковском театре возник так называемый Международный центр имени Константина Треплева, в работу которого активно включились многие молодые актеры, как, впрочем, и часть их более опытных коллег. Треплев, хрестоматийный чеховский персонаж, как известно, требовал «новых форм». Вот и его нынешние последователи в своих лабораторных опытах, читках, сценических эскизах пробуют то, что, вероятно, пока еще не готово ожить на основной сцене «первого» и «старейшего» театра России. Например, осваивают новейшую европейскую драматургию. Подобные режиссерско-драматургические лаборатории сегодня существуют во многих российских театрах. Но все-таки не во всех, а там, где не боятся пойти по непроторенной тропинке, по болотистой почве, когда порой неизвестно, выйдешь ли ты к свету или заблудишься в трех соснах. Но ведь без подобного риска нет живого, современного, сегодняшнего театра, идущего не параллельно с жизнью, а вместе с ней. Да и без многочисленных проб и ошибок, как известно, не достигнешь нужного результата. Нового результата, открывающего иные перспективы для театра.

А вот в фестивальные дни этот Центр показал публике совершенно неожиданные эксперименты, потому что героем эскизных молодежных постановок стал российский классик Николай Некрасов. Поэт, чье 190-летие со дня рождения скоро будет отмечаться. Поэт, практически выпавший из современного культурного контекста. И, кстати, уроженец Ярославской губернии. Сначала нам его представили как драматурга, увы, уже практически забытого: два разных варианта «Осенней скуки» и водевиль «Великодушный поступок». Последний в постановке Сергея Карпова и в удивительно смешном, ироничном и темпераментном исполнении молодых и опытных артистов явно убедил в том, что Некрасов как комедиограф вполне уместен в современном репертуаре, а уж подросткам и прочей молодежи явно придется по вкусу, если, конечно, насытить постановку современными ритмами и акцентами. А литературно-музыкальная композиция Александра Вислова «Раненое сердце» в постановке Владимира Майзингера напомнила о судьбе Некрасова-поэта и точно так же выявила и актерское, и наше к ней отношение, идущее из сегодняшнего дня.

Чуть позже Центр имени Треплева показал и другую программу, еще более любопытную, где были представлены версии современных драматургов по мотивам классических произведений («Башмачкин» Олега Богаева, «Вий» Натальи Ворожбит, «Алексей Каренин» Василия Сигарева», «Ярмонка» В.Голышева). А ведь если говорить по существу, то именно та классика может считаться живой, которая сегодня провоцирует молодых на новые с ней диалоги.

Кстати, все эти опыты демонстрировались на заново открытой после реконструкции Камерной сцене Волковского театра, которая и должна стать плацдармом для экспериментов. Но там же в начале фестиваля встретились и корифеи российского искусства: оскароносный лауреат, знаменитый аниматор Александр Петров и патриарх сцены Юрий Любимов, именитые гости Волковского форума. И слушать их было не менее интересно, чем смотреть фестивальные спектакли, ведь здесь тоже угадывалась связка времен, диалог поколений, анализ путей и направлений искусства нашего времени.

Основная же программа фестиваля традиционно началась с вручения Премий Правительства РФ имени Федора Волкова, которых в этом году были удостоены три театра: Омский государственный академический театр драмы, Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» и Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П.Киселева. И также по традиции эти коллективы представляли в Ярославле свои спектакли, выбор которых определяли сами, иногда выходя за рамки Волковского формата. Так, Саратовский ТЮЗ вместо предписанной русской классики привез классику европейскую – «Мнимого больного» Ж.-Б.Мольера в постановке Анатолия Праудина, свою недавнюю премьеру. Но это было исключением. Что же до правил, то они как раз и демонстрировали разновариантность классических прочтений.

Да, Омский театр драмы привез спектакль образца 2003 года, уже объехавших пол-России, но это был спектакль Евгения Марчелли, нынешнего художественного руководителя Волковского театра. И ведь это интересно – понаблюдать за эволюцией своего нынешнего лидера. В горьковских «Дачниках», во многом провокационном зрелище, уже звучали и сегодня близкие Марчелли темы дисгармоничности мира, противостояния мужского и женского начал, невозможности любви и человеческого взаимопонимания. И пусть эти режиссерские темы были отчасти параллельными горьковским идеям о противостоянии интеллигенции и народа, но их актуальность и острота от этого никуда не делись. Добавьте сюда гротесковую жесткость формы, не исключающую актерских откровений, – получится весьма современный спектакль. Весьма спорный, конечно, дерзкий, вызывающий, но продолжающий жить так, будто родился вчера.

А рядом в фестивальной афише – «Зойкина квартира» в постановке все того же Марчелли, премьера Волковского театра этого года. И если в «Дачниках» был некий горьковский «фрагмент», то здесь – явно весь Булгаков, его мир, его стилистика, замечательным образом синтезировавшаяся с режиссерской стилистикой Марчелли. Зрелище не менее спорное, порой экстравагантное, но это экстравагантность зрелого, уверенного в себе мастера.

Златоустовский «Кречинский» режиссера Бориса Горбачевского, при своей определенной традиционности, тоже отнюдь не навевал патриархальной скуки. Здесь не было бытовой подробности декораций – лишь живописно-графические обозначения старой Москвы и замечательный образ «дна» в жилище Кречинского. Основной же упор, как и повелось в старом русском театре, был сделан на актеров, у которых вышли характеры крупные, ясные, порой даже приоткрывающие новые смыслы.

Радикальные же эксперименты с классикой продолжились в спектакле Владимирского областного академического драматического театра «Три сестры» в постановке молодого столичного режиссера Александра Огарева. Правда, здесь сестры Прозоровы (Валерия Емельянова, Анна Лузгина, Наталья Демидова) как-то уж совсем отделились от реальной жизни, перекочевав словно бы в иное измерение. Они и в прологе встают с поминальных столов, как ожившие покойницы, и в финале скрываются в свежевырытых могилах. Маша – Лузгина, подобно булгаковской Маргарите, может парить над сценой то в одиночестве, то захватив с собой Вершинина (Алексей Куликов). И все же они излишне суетливы, пластически «активны» и не слишком вписываются в какой-то полуантичный антураж прозоровского дома (сценография Татьяны Видановой), что по определению предполагает трагедийный настрой. Да и переизбыток современных мелодий и мотивов, под которые обязательно надо пластически импровизировать, тоже не добавляет эстетической ясности. Между прочим, некий хаос тоже может стать героем спектакля, но внутренне, эстетически выверенный, а не в своем исконном смысле. Впрочем, повторюсь, любой эксперимент, даже не вполне удавшийся, все равно на пять порядков выше унылого традиционного покоя.

Что же до покоя (впрочем, не унылого и не традиционного), то его с лихвой хватило спектаклю «Мнимый больной» Саратовского Тюза, поскольку разыгрывание мольеровского фарса в течение четырех часов поневоле требует сдержанного марафонского дыхания. Здесь все читалось подробно и неспешно, включая бесчисленные интермедии и прочие сочиненные уже театром вставные номера. Отдельные из них, право же, все равно выглядели уступкой «тюзовскому» формату, что вряд ли необходимо такому продвинутому на сегодняшний день коллективу, как Тюз Киселева. Там ведь сам Матиас Лангхофф ставит, и не только он. Значит, публика уже достаточно подготовлена и способна воспринимать все без поблажек. Впрочем, актерская работа Юрий Ошерова в роли Аргана заслуживает самой высокой оценки.

Из российских театров на этом фестивале были представлены еще Национальный театр республики Карелия из Петрозаводска со спектаклем Владимира Золотаря «Старосветские помещики», Каннский драматический театр, представивший постановку Геннадия Тростянецкого «Жители города К», и Красноярский драматический театр имени А.С.Пушкина со спектаклем Олега Рыбкина «Темные аллеи». Уже судя по известным режиссерским именам, можно предположить, что эти постановки явно стали открытиями как на своей «малой родине», так в Ярославле.

Зарубежная программа представляла театры Латвии, Польши и Литвы. И здесь хедлайнером, конечно, стал знаменитый «Ревизор» Римаса Туминаса, поставленный им в Вильнюсском Малом театре. Взгляд на Россию со стороны сегодня явно сменился у Туминаса «внутренним зрением», да и роль Городничего ныне играет приглашенный Сергей Маковецкий. И этот синтез способен высечь ярчайшие искры того явления, когда именно театр помогает лучше и правильнее понять саму нашу российскую жизнь, во всех ее проявлениях.


На фото сцена из спектакля "Зойкина квартира"

Культура-Портал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе