Попрошу не выражаться!

В двух разных спектаклях на подмостках Волковского театра рассказали о современных проблемах «современным» языком – Представляете, вокруг с окровавленными дубинками бегают, орут матом, – рассказывает об успехе своего спектакля «Отморозки» режиссер театра и кино Кирилл Серебренников перед гастрольной премьерой в первом академическом. – Нас и на «Золотую маску» выдвинули, но я к этому отношусь скептически. Не понимаю, как можно давать премии за такие вещи, как боль, жесткие высказывания?.. За душой – в другое место
Боли, истошных криков и жестокости в этой истории о молодых людях, которые решили покричать лозунги и побросать тухлые яйца «за Родину», не осознавая, что агрессия неминуемо приведет к чьим-то жертвам, действительно с избытком. Сам смысл слова «родина» герои актеров школы-студии МХАТ объяснить толком не могут. Зато все два часа без антракта они неистово матерятся про «любовь и войну», прыгают по железным ограждениям, которые стали практически единственными декорациями к спектаклю, а также утирают разбитые в кровь носы после очередного побоища с ненавистными «ментами».

Юные артисты очень стараются, это видно. А видно быть не должно. Поначалу так хочется им поверить, внутренне подыграть, что ли. Но когда со сцены орут без продыху все два часа, диалоги и монологи на натянутом нерве и на грани истерики, то это начинает элементарно напрягать. Если крик раздается в тишине, в него вслушиваешься, это цепляет. А от какофонии «Отморозков» лишь закладывало уши.

Зато можно отметить, что все актеры в хорошей физической форме – руководитель курса Кирилл Серебренников своих студентов выдрессировал как настоящих циркачей.

– Я вообще считаю, что театр должен быть как цирк «Дю солей»! За что артист получает свои деньги? Он ведь не хирург, не инженер, – философствует режиссер. – Значит, у любого среднего актера должен быть очень высокий уровень мастерства. Он должен владеть телом, знать нотную грамоту. Душа развернулась, душа завернулась – это все ерунда, я считаю. За душой вам в другое место. Главное в актерской профессии – ремесло. А уж потом прибавляется то, чем Бог одарил: талант и прочее.

Режиссер совсем не высокого мнения об отечественной актерской братии и считает, что та делится лишь на две категории: звезды и «гарнир».

– Чулпан Хаматова, Евгений Миронов – феноменальные люди, мои друзья, я их люблю. У нас таких единицы, но на Западе – множество, – утверждает Серебренников, – потому что это в первую очередь профессионализм. Ребята, которые играют в «Отморозках», мой первый курс. Все прошли жесточайший отбор: 100 человек на место, да и вообще они у меня занимаются в два раза больше, чем все остальные, чтобы не стать тем самым «гарниром».

К слову, часть публики рассмотреть как следует, что перед ними: «гарнир» или «основное блюдо», толком не сумела, настолько неудачно оказалось организовано пространство. Игрались «Отморозки» на основной сцене, часть которой заняли зрительские места – поставленные рядами стулья. Посему те гости, кому выпало расположиться дальше третьего ряда, все два часа исполняли какой-то свой замысловатый и неслаженный «танец»: вытягивали и втягивали шею, чуть наклонялись вправо, затем влево, иногда, в решающие моменты повествования, даже подпрыгивая на месте.

Возможно, кто-то подпрыгивал и по другой причине: матерщина из уст юных талантов лилась непрерывным потоком. Впрочем, о том, что в выражениях «отморозки» не стесняются, режиссер предупредил заранее.

– Будет много ненормативной лексики, – честно признался он перед спектаклем. – Вдруг кого покоробит. Хотя в главных театрах мира в большом количестве идут именно современные пьесы. Может, там другое отношение к языку?

Да что уж там, не стоит переживать: скоро, видимо, и у нас будет как у них. Ненормативная лексика со сцены коробит и нашу публику все меньше. Ведь, как справедливо заметил Серебренников, «ничего нового вы там не услышите».

Вот и ярославского зрителя планомерно приучают, что грязное словцо вполне себе претендует на средство театральной выразительности.

…Мы на нем разговариваем

На камерной сцене Волковского театра с успехом прошла премьера новой постановки Евгения Марчелли «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (по произведению молодого польского драматурга Дороты Масловской). Уже было оговорено, что камерная сцена – площадка для таких экспериментов, которым не место на классических подмостках. Поэтому в «Румынах» артисты отрывались по полной. Бесились, ковыряли друг у друга в носу, обсуждали и изображали разнообразные физиологические акты и смачно матерились. Точнее, это был тот случай, когда на мате старались полноценно разговаривать. Создатели, конечно, предупреждали, что примерно так оно и будет. Но все же нельзя было не испытать некоторого облегчения и чуточку радостного злорадства от мысли: нет, не умеют наши волковские актеры материться! Все это у них выходило как-то театрально, нарочито.

Собственно, вся эта внешняя атрибутика обрамляла историю об одном дне из жизни наркоманки Джины (Анастасия Светлова) и ее случайного знакомого с аналогичными пристрастиями Парха (Валерий Кириллов). Играли актеры отлично, зрители держались за животики от смеха. А сцена с изрядно поддатой дамой (Татьяна Малькова), в машину к которой напросились румыны, вызвала шквал аплодисментов прямо посреди спектакля.

Но вообще-то «Бедные румыны» – остросоциальная драма. И сквозь пьяный смех, карнавал и эпатаж проглядывают весьма грустные вопросы. Джина, скажем, забыла своего ребенка в детском саду. Вернее, она сначала вообще забыла, что тот у нее есть. А потом вспомнила, что сынок уже пару дней как в казенном учреждении. Она мечтает уплыть куда-то на пароме, чтобы не возвращаться домой к деспотичной мамаше. Та житья ей не дает, заставляет искать работу, следить за ребенком. И Анастасия Светлова так искренне существует в этой роли, плачет и жалуется, что ловишь себя на мысли: «Бедная, бедная Джина!..».

Но, секундочку, я вовсе не сочувствую этой наркоманке, которая бросает родное дитя! Она сама виновата, и жалко только ее несчастного сына. Вот и получается, что, выходя после спектакля, обруганный матом, насмотревшийся на то, кто как ковыряет в носу, с отвергнутым чувством сострадания к беспутной Джине, думаешь: м-да, хорошо актеры играли, зажигательно вроде даже. Только вот до конца не ясно, а зачем все это?..
"Ярославский регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе