…Приехав в Переславль, пытаюсь сориентироваться на местности: микрорайон Чкаловский, где расположена средняя школа № 2, при которой и существует «Новая сцена», стоит вдалеке от утоптанных туристских троп. Интересуюсь у первой встреченной женщины, как пройти к школе. – Наверное, театр ищете? – тут же словоохотливо откликается она и, уже задавая порхающей вправо-влево рукой направление моему дальнейшему движению, поясняет: – Только они вчера премьеру отыграли, а следующий спектакль завтра будет. – А откуда вы знаете, что я именно театром интересуюсь? – изумляюсь я проницательности случайной собеседницы.
– Местные про школу и так всё знают, а приезжие только про «Новую сцену» и спрашивают.
По пути заглядываю в Переславский историко-архитектурный музей-заповедник и мельком упоминаю имя Пантелеевой: дескать, приехала писать про её театр.
– Как я вам завидую: вам ещё только предстоит с ней познакомиться! – всплёскивает руками заместитель директора Татьяна Рыченкова. – Она потрясающе талантливый человек! Я и сама хожу на все её спектакли, и приезжающих из Москвы гостей непременно веду к Пантелеевой. И все как один говорят, что таких искренних спектаклей, как у неё, в столице просто не увидишь.
Так, ещё до официального знакомства со студией я узнаю, что этот театр в Переславле на хорошем счету. Ни одно серьёзное городское мероприятие не обходится без режиссёрского участия Натальи Пантелеевой и актёрского присутствия её студийцев. В течение нескольких лет визитной карточкой музея-усадьбы «Ботик Петра I» была яркая интерактивная программа «Россия молодая». Постановщиком этого действа, как нетрудно догадаться, была Наталья Пантелеева, а роли исполняли актёры «Новой сцены». – Нашему музею несказанно повезло, что Наталья Викторовна откликается на любую просьбу о театрализации музейных программ, – говорит заместитель директора по науке Наталья Левицкая.
– Культурное пространство Переславля сегодня невозможно представить без Пантелеевой и её «Новой сцены». Театр начинается… с диплома Как звучит фраза «театр начинается…», тотчас шкодливым чёртиком из табакерки памяти выскакивает штамп «с вешалки». Но не в этом случае. Театр-студия «Новая сцена» начинается… со стены почёта. Весь лестничный пролёт, ведущий к театральному залу, увешан гирляндами дипломов, которые заработали студийцы за эти годы. В прошлом году театр-студия «Новая сцена» отпраздновал десятилетие.
Однако зародилось самодеятельное театральное движение в средней школе № 2 значительно раньше, ещё в 1985 году, когда приехавшая по окончании Московского института культуры Наталья Пантелеева организовала кружок для учеников пятых – седьмых классов. Уже через несколько лет «театромания» буквально охватила все классы, и в начале 90-х в школе состоялся театральный фестиваль. Потом общешкольные страсти улеглись, зато выкристаллизировалось ядро энтузиастов разного возраста, включая родителей и педагогов, уже не мысливших себя вне театра. В итоге в 1998 году управление городского образования Переславля-Залесского официально объявило об открытии на базе средней школы № 2 театра-студии «как одной из форм системы дополнительного образования». В новый век студийцы вошли в статусе народного театра, а ещё через три года коллектив стал лауреатом областной губернаторской премии имени Стомпелева.
За эти десять лет театр-студия «Новая сцена» без малого тридцать раз (!) становился обладателем Гран-при и лауреатских званий областных, межрегиональных и всероссийских фестивалей любительских театров. Актёрам «Новой сцены» аплодировали Мышкин, Ростов, Ярославль, Кострома, Калуга, Чехов, Щелыково, Москва, Геленджик… Редкий профессиональный театр может похвастаться столь активной гастрольной деятельностью! Сколько их, и все какие! Рядом с дипломами – портреты студийцев, начинаю считать и… сбиваюсь со счёту.
– Сколько же у вас народу занимается?! – изумляюсь я, поскольку знаю, обычно труппа любительского театра не превышает десяти энтузиастов.
– Давайте посчитаем вместе, – предлагает Наталья Пантелеева в ответ. – В первой ступени – человек пятнадцать, во второй – столько же, в третьей – никак не меньше 25. Всё зависит от того, сколько актёров занято в спектакле. Как ни считай, цифра всегда получается приблизительная.
Про озвученные Натальей Викторовной ступени надо объяснить особо. В студию принимают всех желающих, без каких-либо вступительных прослушиваний. В первой занимаются новички – ученики четвёртых-пятых классов. Уже к весне, то есть через полгода занятий, «первоклассники» впервые выходят на сцену, с ними Пантелеева обязательно ставит музыкальную сказку. С нынешней первой ступенью – «Бармалея» Чуковского. Продвинувшиеся в освоении актёрского мастерства ученики поднимаются на вторую ступень. Актёры третьей ступени – это старшеклассники, студенты и просто любители театрального искусства вне каких-либо возрастных ограничений. Например, самый старший актёр – инженер на заводе «ЛИТ» Владилен Рашидович Вафин ровно в пять раз старше четвероклассника Миши Шепелёва, студийца первой ступени.
– Владилен Рашидович – наш общий студийный «папа». Все столярные работы на нём. Вы бы только видели, какой второй этаж в нашей костюмерной он построил: весь отпуск молотком в театре простучал. Редкий подвижник! – не нахвалится Наталья Викторовна.
Владилен Вафин в театре уже седьмой год, и хоть никогда в жизни не помышлял о самодеятельности, признаётся, что «сегодня театр стал для меня всем».
– В студию я попал случайно: пересеклись однажды с Натальей Викторовной на КВНе – я писал сценарий, она помогала ставить сценки, слово за слово – разговорились… Те случайные разговоры вылились в тринадцать сыгранных Владиленом Вафиным спектаклей. Несмотря на то, что во всём многообразии творческого процесса он отдаёт предпочтение репетициям, актёр сетует, что «не наигрывается за три – четыре премьерных спектакля»:
– Прекрасно понимаю, что показ спектакля – это квинтэссенция всего нашего долгого труда, но… побольше бы таких квинтэссенций!
Актёры третьей ступени ежегодно ставят два спектакля. (Премьера одного из них, «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха, состоялась накануне моего приезда в Переславль).
В этом театре к занятиям относятся очень серьёзно. Уроки по актёрскому мастерству чередуются со сценической речью, вокал сменяет хореографию. Опоздать, а то и вовсе не прийти на занятие никому и в голову не придёт. Ученики первой и второй ступени занимаются через день, у старших репетиции ежедневные. Услышав про обязательные ежедневные репетиции, я недоумеваю: ладно – дети, для них репетиции сродни дополнительному уроку в расписании, но как справляются с такой нагрузкой взрослые люди, у которых помимо репетиций в театре есть работа, семья, дети?
– Вот это и есть наше общее сумасшествие, имя которому – Театр, – только разводит руками педагог по вокалу Елена Малеванная. Дом, где учат творить С актёрами кроме режиссёра Натальи Пантелеевой занимаются профессиональные педагоги: уже упомянутая Елена Владимировна Малеванная, а также Вера Владимировна Уткина – специалист по хореографии и сценическому движению. Есть в театре и свой костюмер – инженер-технолог швейного производства Ирина Викторовна Никонова. Несколько штатных единиц преподавателей (в данном случае – четыре) – ещё одно принципиальное отличие «Новой сцены» от других народных коллективов области.
Для тех, кто не в курсе, поясню: как только самодеятельный коллектив получает звание «народного», ему по штатному расписанию выделяется две единицы – должности режиссёра и заведующего постановочной частью соответственно. А если клуб, при котором занимается коллектив, сельский, то зарплату получает и вовсе только один режиссёр.
– Вы только не подумайте, что у нас всё так безоблачно, – перебивают друг друга Елена Малеванная и Наталья Пантелеева. – Каждые три – четыре года начинается очередная волна паники, что нас вот-вот закроют и ставки отберут. Но поскольку у театра есть своё лицо, и в городе, скажем без лишней скромности, мы такие одни, страхи каждый раз оказываются ложными. Городской бюджет нам оплачивает только ставки, на всё остальное – костюмы, реквизит, аппаратуру – мы зарабатываем сами.
– Про заработок – разговор отдельный. Поскольку мы не Дом культуры, то и билеты на свои спектакли не имеем права продавать. У нас это называется «пожертвования», – поясняет режиссёр. – Каждый спектакль начинается с моего монолога: «Уважаемые зрители! Мы существуем за счёт того, что вы к нам хорошо относитесь…» и далее по тексту.
А что делать? Например, поездка на фестиваль стоит 90 тысяч рублей, а в отделе культуры нам отвечают, что могут дать только три тысячи… Конечно, помогают родители наших студийцев, спонсоры. В самодеятельном театре, пусть даже таком распрекрасном как «Новая сцена», спектакли долго не живут: три – четыре показа в собственном зале, а потом – поездки на фестивали и гастроли. Наиболее востребованы детские сказки, с ними студийцы гастролируют по окрестным детским садам и загородным лагерям.
– Как-то летом у нас было целых 16 спектаклей! Для детей это очень много. Спектакль у нас живёт до тех пор, пока они хотят в нём играть, пока у детей глаза горят. А иначе зачем? Многие выпускники «Новой сцены» уже связали свою жизнь с профессиональным театром, хотя Наталья Пантелеева не ставит ни перед собой, ни перед студийцами такой цели:
– Я стремлюсь, чтобы они были творческими людьми во всём, вне зависимости от того, какую профессию наши дети выберут впоследствии. Но четвероклассник Миша Шепелёв, ещё только постигающий азы актёрской профессии и готовящийся по весне впервые предстать перед публикой в спектакле «Бармалей», не исключает для себя в далёком будущем сценической карьеры: – Мне нравится то, чем мы занимаемся в студии. Наталья Викторовна меня хвалит, говорит, что у меня получается. Может, и стану актёром по-настоящему… Кто-то выбирает профессиональную сцену, кто-то дописывает кандидатскую диссертацию совсем по другой специальности, есть среди прошедших школу «Новой сцены» стюардесса, домохозяйка, бизнесмен… Но все они каждую свободную минуту спешат заглянуть в родной театр, потому что именно здесь их научили жить и творить.
Северный край