Пока горят глаза на сцене

Когда речь заходит о самодеятельном творчестве, то большинство лишь снисходительно отмахиваются: дескать, что с них взять, с любителей? А между тем у истоков любительского театрального искусства в Ярославском крае стоял не кто иной, как… основатель первого русского театра Фёдор Волков, впервые собравший два с половиной века назад труппу актёров-любителей.

Мы ищем таланты и находим Сегодня в Ярославской области работает около ста пятидесяти самодеятельных театральных коллективов, тридцать один из них носят почётное звание народного либо образцового (если речь идёт о детском коллективе). Звание это заработать непросто: театр должен неоднократно стать лауреатом на фестивалях любительского искусства, проходящих за пределами области. Чтобы поддерживать провинциальные коллективы в творческом тонусе, специалисты Дома народного творчества ежегодно проводят либо фестиваль детских самодеятельных коллективов «Мы играем сказку», либо смотр театральных талантов для взрослых «Мышкинские театралинки». Уровень этих фестивалей год от года растёт. По мнению специалиста Дома народного творчества Надежды Зарубиной, вот уже двадцать с лишним лет курирующей именно это направление самодеятельного творчества, любительские театры области в последнее время переживают явный подъём. На вопрос, какой из самодеятельных театральных коллективов, на её взгляд, является сегодня лучшим, Надежда Вячеславовна ответила не раздумывая: – «Новая сцена». Отправляйтесь в Переславль, не пожалеете! «Слух обо мне пойдёт по всей земле…»

…Приехав в Переславль, пытаюсь сориентироваться на местности: микрорайон Чкаловский, где расположена средняя школа № 2, при которой и существует «Новая сцена», стоит вдалеке от утоптанных туристских троп. Интересуюсь у первой встреченной женщины, как пройти к школе. – Наверное, театр ищете? – тут же словоохотливо откликается она и, уже задавая порхающей вправо-влево рукой направление моему дальнейшему движению, поясняет: – Только они вчера премьеру отыграли, а следующий спектакль завтра будет. – А откуда вы знаете, что я именно театром интересуюсь? – изумляюсь я проницательности случайной собеседницы.

 – Местные про школу и так всё знают, а приезжие только про «Новую сцену» и спрашивают.

По пути заглядываю в Переславский историко-архитектурный музей-заповедник и мельком упоминаю имя Пантелеевой: дескать, приехала писать про её театр.

 

 – Как я вам завидую: вам ещё только предстоит с ней познакомиться! – всплёскивает руками заместитель директора Татьяна Рыченкова. – Она потрясающе талантливый человек! Я и сама хожу на все её спектакли, и приезжающих из Москвы гостей непременно веду к Пантелеевой. И все как один говорят, что таких искренних спектаклей, как у неё, в столице просто не увидишь.

Так, ещё до официального знакомства со студией я узнаю, что этот театр в Переславле на хорошем счету. Ни одно серьёзное городское мероприятие не обходится без режиссёрского участия Натальи Пантелеевой и актёрского присутствия её студийцев. В течение нескольких лет визитной карточкой музея-усадьбы «Ботик Петра I» была яркая интерактивная программа «Россия молодая». Постановщиком этого действа, как нетрудно догадаться, была Наталья Пантелеева, а роли исполняли актёры «Новой сцены». – Нашему музею несказанно повезло, что Наталья Викторовна откликается на любую просьбу о театрализации музейных программ, – говорит заместитель директора по науке Наталья Левицкая.

 – Культурное пространство Переславля сегодня невозможно представить без Пантелеевой и её «Новой сцены». Театр начинается… с диплома Как звучит фраза «театр начинается…», тотчас шкодливым чёртиком из табакерки памяти выскакивает штамп «с вешалки». Но не в этом случае. Театр-студия «Новая сцена» начинается… со стены почёта. Весь лестничный пролёт, ведущий к театральному залу, увешан гирляндами дипломов, которые заработали студийцы за эти годы. В прошлом году театр-студия «Новая сцена» отпраздновал десятилетие.

Однако зародилось самодеятельное театральное движение в средней школе № 2 значительно раньше, ещё в 1985 году, когда приехавшая по окончании Московского института культуры Наталья Пантелеева организовала кружок для учеников пятых – седьмых классов. Уже через несколько лет «театромания» буквально охватила все классы, и в начале 90-х в школе состоялся театральный фестиваль. Потом общешкольные страсти улеглись, зато выкристаллизировалось ядро энтузиастов разного возраста, включая родителей и педагогов, уже не мысливших себя вне театра. В итоге в 1998 году управление городского образования Переславля-Залесского официально объявило об открытии на базе средней школы № 2 театра-студии «как одной из форм системы дополнительного образования». В новый век студийцы вошли в статусе народного театра, а ещё через три года коллектив стал лауреатом областной губернаторской премии имени Стомпелева.

За эти десять лет театр-студия «Новая сцена» без малого тридцать раз (!) становился обладателем Гран-при и лауреатских званий областных, межрегиональных и всероссийских фестивалей любительских театров. Актёрам «Новой сцены» аплодировали Мышкин, Ростов, Ярославль, Кострома, Калуга, Чехов, Щелыково, Москва, Геленджик… Редкий профессиональный театр может похвастаться столь активной гастрольной деятельностью! Сколько их, и все какие! Рядом с дипломами – портреты студийцев, начинаю считать и… сбиваюсь со счёту.

– Сколько же у вас народу занимается?! – изумляюсь я, поскольку знаю, обычно труппа любительского театра не превышает десяти энтузиастов.

 – Давайте посчитаем вместе, – предлагает Наталья Пантелеева в ответ. – В первой ступени – человек пятнадцать, во второй – столько же, в третьей – никак не меньше 25. Всё зависит от того, сколько актёров занято в спектакле. Как ни считай, цифра всегда получается приблизительная.

Про озвученные Натальей Викторовной ступени надо объяснить особо. В студию принимают всех желающих, без каких-либо вступительных прослушиваний. В первой занимаются новички – ученики четвёртых-пятых классов. Уже к весне, то есть через полгода занятий, «первоклассники» впервые выходят на сцену, с ними Пантелеева обязательно ставит музыкальную сказку. С нынешней первой ступенью – «Бармалея» Чуковского. Продвинувшиеся в освоении актёрского мастерства ученики поднимаются на вторую ступень. Актёры третьей ступени – это старшеклассники, студенты и просто любители театрального искусства вне каких-либо возрастных ограничений. Например, самый старший актёр – инженер на заводе «ЛИТ» Владилен Рашидович Вафин ровно в пять раз старше четвероклассника Миши Шепелёва, студийца первой ступени.

– Владилен Рашидович – наш общий студийный «папа». Все столярные работы на нём. Вы бы только видели, какой второй этаж в нашей костюмерной он построил: весь отпуск молотком в театре простучал. Редкий подвижник! – не нахвалится Наталья Викторовна.

Владилен Вафин в театре уже седьмой год, и хоть никогда в жизни не помышлял о самодеятельности, признаётся, что «сегодня театр стал для меня всем».

– В студию я попал случайно: пересеклись однажды с Натальей Викторовной на КВНе – я писал сценарий, она помогала ставить сценки, слово за слово – разговорились… Те случайные разговоры вылились в тринадцать сы­гранных Владиленом Вафиным спектаклей. Несмотря на то, что во всём многообразии творческого процесса он отдаёт предпочтение репетициям, актёр сетует, что «не наигрывается за три – четыре премь­ерных спектакля»:

– Прекрасно понимаю, что показ спектакля – это квинтэссенция всего нашего долгого труда, но… побольше бы таких квинтэссенций!

Актёры третьей ступени ежегодно ставят два спектакля. (Премьера одного из них, «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха, состоялась накануне моего приезда в Переславль).

В этом театре к занятиям относятся очень серьёзно. Уроки по актёрскому мастерству чередуются со сценической речью, вокал сменяет хореографию. Опоздать, а то и вовсе не прийти на занятие никому и в голову не придёт. Ученики первой и второй ступени занимаются через день, у старших репетиции ежедневные. Услышав про обязательные ежедневные репетиции, я недоумеваю: ладно – дети, для них репетиции сродни дополнительному уроку в расписании, но как справляются с такой нагрузкой взрослые люди, у которых помимо репетиций в театре есть работа, семья, дети?

– Вот это и есть наше общее сумасшествие, имя которому – Театр, – только разводит руками педагог по вокалу Елена Малеванная. Дом, где учат творить С актёрами кроме режиссёра Натальи Пантелеевой занимаются профессиональные педагоги: уже упомянутая Елена Владимировна Малеванная, а также Вера Владимировна Уткина – специалист по хореографии и сценическому движению. Есть в театре и свой костюмер – инженер-технолог швейного производства Ирина Викторовна Никонова. Несколько штатных единиц преподавателей (в данном случае – четыре) – ещё одно прин­ципиальное отличие «Новой сцены» от других народных коллективов области.

Для тех, кто не в курсе, поясню: как только самодеятельный коллектив получает звание «народного», ему по штатному расписанию выделяется две единицы – должности режиссёра и заведующего постановочной частью соответственно. А если клуб, при котором занимается коллектив, сельский, то зарплату получает и вовсе только один режиссёр.

– Вы только не подумайте, что у нас всё так безоблачно, – перебивают друг друга Елена Малеванная и Наталья Пантелеева. – Каждые три – четыре года начинается очередная волна паники, что нас вот-вот закроют и ставки отберут. Но поскольку у театра есть своё лицо, и в городе, скажем без лишней скромности, мы такие одни, страхи каждый раз оказываются ложными. Городской бюджет нам оплачивает только ставки, на всё остальное – костюмы, реквизит, аппаратуру – мы зарабатываем сами.

– Про заработок – разговор отдельный. Поскольку мы не Дом культуры, то и билеты на свои спектакли не имеем права продавать. У нас это называется «пожертвования», – поясняет режиссёр. – Каждый спектакль начинается с моего монолога: «Уважаемые зрители! Мы существуем за счёт того, что вы к нам хорошо относитесь…» и далее по тексту.

А что делать? Например, поездка на фестиваль стоит 90 тысяч рублей, а в отделе культуры нам отвечают, что могут дать только три тысячи… Конечно, помогают родители наших студийцев, спонсоры. В самодеятельном театре, пусть даже таком распрекрасном как «Новая сцена», спектакли долго не живут: три – четыре показа в собственном зале, а потом – поездки на фестивали и гастроли. Наиболее востребованы детские сказки, с ними студийцы гастролируют по окрестным детским садам и загородным лагерям.

– Как-то летом у нас было целых 16 спектаклей! Для детей это очень много. Спектакль у нас живёт до тех пор, пока они хотят в нём играть, пока у детей глаза горят. А иначе зачем? Многие выпускники «Новой сцены» уже связали свою жизнь с профессиональным театром, хотя Наталья Пантелеева не ставит ни перед собой, ни перед студийцами такой цели:

– Я стремлюсь, чтобы они были творческими людьми во всём, вне зависимости от того, какую профессию наши дети выберут впоследствии. Но четвероклассник Миша Шепелёв, ещё только постигающий азы актёрской профессии и готовящийся по весне впервые предстать перед публикой в спектакле «Бармалей», не исключает для себя в далёком будущем сценической карьеры: – Мне нравится то, чем мы занимаемся в студии. Наталья Викторовна меня хвалит, говорит, что у меня получается. Может, и стану актёром по-настоящему… Кто-то выбирает профессиональную сцену, кто-то дописывает кандидатскую диссертацию совсем по другой специальности, есть среди прошедших школу «Новой сцены» стюардесса, домохозяйка, бизнесмен… Но все они каждую свободную минуту спешат заглянуть в родной театр, потому что именно здесь их научили жить и творить.



Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе