«Они же живые!»

Ещё одна премьера участника лаборатории «Розов. Эскиз-2020» прошла на фестивале «РОЗОВФЕСТ». Антон Городецкий, студент режиссерского факультета ГИТИСа, поставил спектакль на малой сцене Ярославского ТЮЗа по пьесе Виктора Розова «В поисках радости».

Пьесы Розова чаще всего идут рука об руку с психологическим театром. На сцене герои – живые, понятные нам люди, которые существуют в реалистичном, иногда бытовом пространстве. Детальность образов, оформления показывает особенности конкретного времени. В случае с пьесой «В поисках радости» это разрастающаяся Москва и вспыхнувший «вещизм» во время оттепели. И первое, что делает Антон Городецкий – убирает всю мебель со сцены и оставляет максимально пустое пространство. Отсутствие визуальных маркеров сделало историю вневременной. В героях спектакля узнаются скорее не люди советской эпохи, но образы, существующие и в современности.

bv-eTkzy308.jpg

Спектакль «В поисках радости» о семье, состоящей из матери и четырёх детей разных возрастов: от взрослого Федора (Сергей Кожевников), который уже создал свою семью, до младшего Олега (Евгений Кузнецов), еще мечтательного школьника. В пьесе нет единой сюжетной линии, но каждый герой хочет следовать своим желаниям, каждый ищет радость. Леночка, жена Федора, в исполнении Алины Сенюшкиной, видит для себя счастье в богатой жизни. Для Клавдии Васильевны, роль мамы играет Заслуженная артистка РФ Алла Кормакова, радость – это благополучие близких. Для Тани (Наталья Виноградова) и Коли (Андрей Соколов) – быть со своими возлюбленными. Федор хочет быть уважаемым человеком среди своих коллег.

Актёры не покидают сцены даже когда не задействованы в эпизоде – садятся на стулья у порталов, тем самым подчёркивая условность действия. Из декораций – квадратная платформа и неоновая рамка. Городецкому этого достаточно. С помощью света он показывает разные пространства или чувства героев. Когда Олег рассматривает своих аквариумных рыб, лампы загораются синим, а актеры, находящиеся на платформе, начинают подражать рыбам: медленно передвигаться по пространству, будто сквозь толщу воды, характерно размахивая руками-плавниками. Когда Олег случайно разливает чернила на новый дорогой стол Леночки – лампы мерцают красным. Лена выбрасывает аквариум с рыбками Олега – свет гаснет, погружая зал во тьму. Городецкий играет с психологизмом и условностью, то же мы видим в работе актеров. Переключение с переживания эмоций на отстранение от них актеры используют как прием. После того как у Лены получилось уговорить Федора уехать из родного дома, актер отстраняется. Герой будто мертвеет: его реплики становятся холодными. Он не взаимодействует с другими персонажами, а смотрит пустым взглядом в зал. Федор перестал быть самим собой, он следует желанию другого человека и теряет себя.

Ee_YX7SC67E.jpg

Игры с условностью делают спектакль легким. Городецкий не хочет поучать, ставить вопрос поколений или ценностей. Его история про людей, которые пытаются верить и следовать самому себе. Если бы пространство действия было заставлено мебелью, Городецкий сделал бы сатиру – высмеял зацикленность на материальном. Пустое пространство с живыми актерами создало не злое восклицание о том, что все ищут радость не там, а подсказало, где искать.

Автор
Аня Попова, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе