Общение со зрителем велось на языке жвачки

В афише XII Волков­ского фестиваля наша семья из четырёх человек остановила свой выбор на спектакле «Мнимый больной» (саратов­ский ТЮЗ имени Ю. П. Киселёва) по нескольким причинам. Во-первых, этот театр – один из трёх лауреатов премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова 2011 года. Во-вторых, много наслышаны о саратовском ТЮЗе как об одном из самых сильных театров Поволжья с богатой девяностолетней историей. В-третьих, лестные отзывы на официальном интернет-портале театра сулили море смеха («...режиссёр Анатолий Праудин запустил в зал хохот, от которого вибрировали старые стены»), «интересные актёрские связки и режиссёрские приёмы», «мастерство и темпераментность актёров», обилие «полутонов и нюансов». И что же?
Если говорить в общем, то спектакль получился очень тяжеловесным, спектакль «ни о чём». То, что читается у Мольера с интересом и улыбкой, по замыслу режиссёра превратилось в неинтересно сложную и затянутую историю. Зритель из зала уходил после первого действия. Постоянное перемалывание жевательной резинки Анжеликой и её возлюбленным Клеантом вызывает чувство глубокого внутреннего протеста. И такое происходит в то время, когда даже в современной молодёжной среде подобное поведение не считается модным. Другие режиссёрские приёмы типа использования электрической дрели, пылесоса, приторного сюсюканья и шепелявости актёров на сцене, рэпов­ские вздрагивания в совокупности с упомянутой жвачкой делают работу дешёвой с элементами дилетантизма. Театральная программа не отвечает на вопрос, кто же из двух актёров одной роли задействован в данном конкретном спектакле, что само по себе, на мой взгляд, для играющих несколько унизительно. Интересна только информация о том, что премьера спектакля состоялась совсем недавно – 6 сентября 2011 года.

Поскольку «Мнимый больной» – не первый неудачный спектакль в истории Волковского фестиваля, то возникает вопрос о цели и задачах проекта, для чего хочется обратиться к Положению о Волковском фестивале. К сожалению, на официальном сайте Волковского театра положение о фестивале найти не удалось. А вот сайт Министерства культуры Российской Федерации отмечает, что задачи фестиваля самые высокие: «...сохранение и развитие традиций русской театральной школы; показ лучших творческих достижений российской театральной провинции; пропаганда лучших спектаклей, режиссёрских и актёрских работ, произведений сценографии; взаимообогащение и взаимообмен театральными художественно-эстетическими идеями в области режиссуры, актёрского мастер­ства, сценографии».

Документы и материалы по кандидатам, выдвинутым на соискание премии, направляются в Министерство культуры Российской Федерации в период с

1 января по 1 марта. В это же время до мая эксперт­ной комиссией, куда входят известные представители столичной и провинциальной театральной культуры, в том числе и города Ярославля, отбираются участники фестиваля и его лауреаты. Окончательный список участников фестиваля и лауреатов объявляется в июне-июле текущего года. Почему тогда получается, что театр-лауреат привозит неудачный спектакль, по­ставленный после присуждения премии, и для многих зрителей просмотр указанного действа становится неприятным открытием?
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе