Новая жизнь старейшего театра

В Ярославле завершился ХIV международный Волковский фестиваль
Еще несколько лет назад девизом театрального фестиваля в Ярославле была известная фраза великого русского артиста Михаила Щепкина: «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!». С ней никто и не спорил, понимая всю важность заслуг одного из основателей российского театра.


Просто с течением времени пришло понимание, что не только ему, но и всем тем, кто пришел позже и двигал русский театр дальше, вперед, в современный сценический контекст.

Впрочем, приоритеты нынешнего Волковского фестиваля остались ясны и выразились в его обновленном девизе, появившемся в 2009 году: «Русская драматургия на языках мира». И фестиваль, и сам академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле – замечательный пример того, как театр и зритель, театр и город идут навстречу друг другу, ищут общий язык, порой не без неизбежных компромиссов. Среди сотен российских театров Волковский обладает титулами «первого» и «старейшего», статусом «кладезя традиций» и до недавнего времени имел консервативно-патриархальную репутацию, которой весьма гордился, принимая все новации в штыки.


А они неизбежно начались и здесь, чуть более пяти лет назад. Тогда новый

директор Борис Мездрич и главный режиссер Сергей Пускепалис отменили «переходный период» и решили начать с «шоковой терапии». Зрители вздрагивали от шумов и выстрелов на «Горе от ума» Игоря Селина. Демонстративно выходили из зала, отпуская едкие реплики, в эпизодах с обнаженной натурой в «Екатерине Ивановне» Евгения Марчелли. Бурно негодовали по поводу «неадекватности» сестер Прозоровых и их окружения в жестком, без намека на сентиментальность спектакле «Три сестры» Пускепалиса. Не знали, как стоит принимать пародийно-пластические красоты «Кармен» Тимофея Кулябина с минимумом привычного текста.


Были и актерские протесты: собрания, обвинительные речи, упреки в разрушении традиционных устоев, письма в вышестоящие инстанции. Зато в течение пяти лет и актеры, и зрители Волковского театра словно бы перелистали страницы мини-энциклопедии российских режиссерских поисков. Не выезжая из города, освоили и манеру площадного театра, и психологический «надрыв», и экспрессивный фарс, и невербальные пластические импровизации. Этот процесс продолжается и при нынешнем новом руководстве, представленном директором Юрием Итиным и худруком Евгением Марчелли. А в прошлом году появился и весьма симптоматичный результат: спектакль Марчелли «Без названия» на фестивале «Золотая Маска» был признан лучшей российской постановкой минувшего сезона.


В том, что изменилось, причем в весьма позитивную сторону, отношение города и зрителя к театру, есть большая заслуга и Волковского фестиваля во главе с его арт-директором Ольгой Никифоровой. Фестиваль, ведущий свою историю с 2000 года, первое время представлял ярославской публике исключительно спектакли российских провинциальных театров. Спору нет, там тоже случались и открытия, и прорывы, но все-таки более полная и объективная картина современных сценических поисков долго не складывалась. Теперь же на фестиваль зачастую приезжают и театральные хедлайнеры, причем не только отечественные, но и международного значения.


Недавно завершившийся форум дал возможность ярославской публике увидеть спектакли Константина Богомолова («Год, когда я не родился» в «Табакерке»), Владимира Панкова и его студии «SounDrama», Леонида Хейфеца («Цена» Театра имени Маяковского), Йонаса Вайткуса («Язычники» Русского театра Литвы), Бориса Павловича («Видимая сторона жизни» Кировского театра «На Спасской») и даже балеты знаменитого Начо Дуато, представленные московским Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но и это еще не все. Чтобы у местной публики было определенное поле для сравнительного анализа, на фестивале показали свежие работы обновленного Центра имени Мейерхольда и ньюсмейкера минувшего сезона «Гоголь-центра». Плюс ко всему этому, Волковский фестиваль позиционирует себя как многожанровый, позволяя ярославцам видеть, например, музыкальные спектакли, которых в городе просто нет.


По словам Ольги Никифоровой, результат оказался потрясающим: «Полные залы и зрительский восторг. Я видела, как люди реагируют, и понимаю, что мы наконец-то смогли найти понимание у нашей публики. Мне кажется, что именно этот, последний фестиваль окончательно переломил ситуацию со зрителем. Еще на прошлом были какие-то шероховатости, протесты. А сегодня их уже нет. Я так рада, что город наконец-то нас принял. Но и зритель, я это чувствую, качественно изменился. В театр пришло очень много молодежи. На Камерной сцене Волковского театра, где идут именно молодежные проекты, просто яблоку негде упасть. Даже после третьего звонка я вижу в кассовом зале толпу людей, которые, к сожалению, просто не смогли попасть на спектакль. Вот это и есть результат нашей работы».


Но зритель-зрителем, а фестивальная концепция предполагает и работу с «внутренним ресурсом», то есть с актерами Волковского театра. Ведь это им придется потом реализовывать новые интересные идеи, чтобы донести их до публики. Поэтому на время фестиваля и артисты вливаются в ряды публики, делают свои выводы, совершают открытия. А еще именно для них, как и для студентов Ярославского театрального института, в рамках фестиваля существует система публичных лекций и мастер-классов с участием всех тех же театральных хедлайнеров.


«В этом году, – продолжает Ольга Никифорова, – у нас прошли мастер-классы Владимира Панкова, Виктора Рыжакова, Кирилла Серебренникова и Бориса Павловича. Это совершенно разные смысловые истории. Но между тем каждый говорил о сущностных, главных вещах в современном театре, профессии, в жизни и мире, наконец. Так, у Рыжакова, например, была самая настоящая театральная проповедь. Он настолько точно, глубоко и высоко формулировал свое отношение к современному театру, что это надо было услышать и впитать всем, без исключения. И мне было очень важно, чтобы наши студенты и актеры принимали в этом самое активное участие».


Кстати, молодые актеры Волковского театра, под руководством режиссера Руслана Кудашова и хореографа Ирины Ляховской, уже в рамках фестиваля смогли продемонстрировать свои кардинальным образом расширенные умения и навыки. Финальным аккордом фестивальной афиши стал пластический спектакль «Орфей и Эвридика» ярославского театра драмы. Античный миф там соединился с жизнью современного города, стихи с пластикой, искусство драматическое с иным, зрелищно-невербальным. А это значит, что фестивальные сюжеты не остаются разовыми факторами, история продолжается и переходит в конкретную жизнь современного российского театра, затрагивая интересы как зрителей, так и актеров.

Театрал

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе