Нашла коса на камень

В период подготовки к своему тысячелетию Ярославль буквально преобразился. Это отметили все – и жители города, и многочисленные гости. Было отремонтировано более 1400 зданий, на проведение реставрации памятников архитектуры – объектов культового и граждан­ского зодчества – из федерального бюджета выделили около ста миллионов рублей. Тем обиднее наблюдать контрастирующие с разительно похорошевшим городом облупившиеся фасады академического театра драмы имени Волкова, являющегося, можно сказать без преувеличения, визитной карточкой Ярославской земли.
















фотограф Ирина ПИЧУГИНА

Эти боль и недоумение – «за державу обидно!» – звучали в письмах и звонках в редакцию газеты постоянных читателей, искали ответ и сами журналисты. Обращались в дирекцию Волковского театра, к руководству города. В интервью с директором театра Борисом Мездричем («Простенького театра больше не будет» в номере от 1 сентября сего года) я коснулась проблемы приостановившегося ремонта. На что Борис Михайлович ответил:

– Что касается ремонта, то в настоящее время мы можем вести работы только в тех зонах, которые не охвачены договором, заключённым предыдущей дирекцией театра с одной ярославской строительной фирмой. Пока расторгнуть этот договор, несмотря на продолжающиеся судебные процессы, не удаётся. А непрофессионализм деятельности этой компании может увидеть любой ярославец, достаточно поднять голову и посмотреть на колосниковую коробку здания со стороны улиц Первомайской и Ушинского. Работы были выполнены два года назад без капитального ремонта кровли здания, который был в графике работ, и, конечно, уже сейчас всё сыплется. Заявляю официально: я федеральные деньги в заведомую халтуру вкладывать не буду.

Заострила внимание на этом вопросе в ходе беседы с мэром Ярославля Виктором Волончунасом и журналист «Северного» Татьяна Егорова («В период подготовки к юбилею нам многое стало понятно» в номере «СК» от 8 сентября).

– В городе много разговоров о состоянии фасадов Волковского театра. И на юбилей они такими останутся? Ваш комментарий, пожалуйста, – спросила Татьяна Егорова.

– Какие есть, такими и будут, – ответил мэр. – Здание театра – федеральная, государственная собственность. Такую работу должен делать собственник. К сожалению, фасады останутся в нынешнем виде вплоть до всех праздничных дней из-за конфликтов... Некоторые товарищи больше думают о себе, чем о Родине, хотя сегодня я о них говорить не хочу.

Решив-таки разобраться в этой проблеме и «дойти до самой сути», мы разыскали строительную фирму, на непрофессионализм которой ссылался директор театра Борис Мездрич, и задали наболевшие, интересующие всех вопросы непосредственно человеку, ответственному, на первый взгляд, за этот затянувшийся ремонт.

Оказалось, что ООО «Тауэр XXI» – далеко не новичок на строительном и реставрационном поле в Ярославской области, фирма специализируется на реконструкции и реставрации фасадов, кровли, внутренних интерьеров. Руководитель Кирилл Кучевский на вопрос, на каких ещё объектах города работала и работает в настоящее время возглавляемая им компания, не раздумывая, перечислил: Ярославский художественный музей и музыкальное училище, университеты – Демидовский и имени Ушин­ского, здания областной прокуратуры и суда, здания мэрии города и правительства Ярославской области... Этот список при желании можно продолжить. Здания все на виду, заказчики достойные, тут есть над чем задуматься.

– За время существования нашего предприятия – а это семь с половиной лет – не было ни одной письменной претензии к качеству наших работ, – подчеркнул Кирилл Владимирович.

С театром имени Волкова эта строительная компания сотрудничает давно: первый договор на капитальный ремонт был заключён ещё в июле 2004 года. Последний, самый крупный государственный контракт, был подписан между театром и ООО «Тауэр XXI» в марте 2008 года по результатам объявленного ранее конкурса. Этим контрактом предполагалось в течение трёх лет – с 2008-го по 2010 год включительно – капитально отремонтировать и реставрировать интерьеры театра, фасады, фундамент и кровлю здания. Цена вопроса – порядка 200 миллионов рублей из федерального бюджета.

К работам, согласно графику, строительная компания приступила в первых числах апреля 2008 года и трудилась на объекте вплоть до декабря того же года, когда, что называется, коса нашла на камень. За это время были отремонтированы часть кулуаров первого и второго этажа, фасад колосниковой коробки сценической части здания, оплачены материалы для ремонта кровли.

Тут надо уточнить вот какой момент. Подрядчик не имеет права приступить к работам, не имея на руках согласованного в Росохранкультуре проекта. Первым был согласован проект по фасадным и интерьерным работам, к выполнению которых и приступила строительная организация. В августе 2008 года был готов проект кровли, который разрабатывал Игорь Малышев из «Центра обследования зданий и сооружений». Согласно проекту, согласованному в Рос­охранкультуре, планировалось полностью заменить кровлю: оцинкованную сталь – на современный мембранный материал из ПВХ, были продуманы элементы подогрева, дабы избежать наледи и сосулек. По технологии, кровельные работы возможно проводить и зимой, что и было запланировано в соответствии с календарным графиком работ на конец 2008 – начало 2009 года. Но уже в ноябре 2008 года у строителей возникли серьёзные проблемы из-за того, что руководство театра приостановило выплату денег.

Сейчас, тем более со стороны, трудно судить, что явилось первопричиной разлада в деловых отношениях между строительной компанией и театром. Возможно, у нового руковод­ства театра был совсем иной взгляд на очерёдность и соб­ственно необходимость проведения тех или иных ремонтных работ в театре. Это прежней дирекции казалось, что важнее – фасады, им хотелось товар, то есть театр лицом показать. А новое руководство театра по­считало, что не красна изба углами, а красна пирогами, а, стало быть, актуальнее техническое переоснащение сцены. Но, как бы там ни было, строительная компания действовала согласно календарному плану работ, прилагающемуся к госконтракту, и качество этих работ принималось кроме специалистов театра авторами проекта – Юрием Козловым и Игорем Малышевым, ведущим архитектором-реставратором Семёном Новиковым, технический надзор осуществлялся представителями Министерства культуры – научно-производственной фирмой «Ресма».

Дальше, по словам Кучев­ского, события развивались таким образом. Для выполнения условий контракта со своей стороны «Тауэр XXI» привлёк все внутренние ресурсы – прибыль с других объектов, банковские кредиты, влез в долги, рассчитывая, что в новом, 2009 году, руководство театра расплатится за уже сделанную фирмой работу, а также выплатит аванс. Ясное дело, что при таком объёме работ и аванс, полученный в самом начале, и промежуточная процентовка, подписанная в середине лета – всё вместе порядка десяти миллионов рублей – были давно израсходованы.

В ноябре 2008 года руководитель «Тауэр XXI» Кирилл Кучевский письменно предупредил директора театра Бориса Мездрича о том, что если прямо сейчас не начать кровельные работы, то оштукатуренные фасады колосников по­страдают, и все усилия пойдут, как говорится, псу под хвост. На время проведения детских новогодних ёлок строительная фирма была вынуждена прервать «не доведённые до ума» работы, намереваясь закончить их в новом году.

Январь, к сожалению, не внёс ясности в отношения. Заказчик, то есть театр, отказался оплатить аванс 2009 года, равно как и не перечислил деньги за выполненные и, главное, принятые без единого замечания (вот что действительно непонятно!) с его, заказчика стороны, работы. Строительная фирма приостановила ремонт. Логичный ход, согласитесь, кто же будет работать бесплатно, тем более, когда претензий к качеству у клиента нет?

Поскольку все письменные обращения в театр и попытки вернуть запутавшиеся отношения в лоно заключённого государственного контракта не привели к успеху, в марте 2009 года строительная компания «Тауэр XXI» обратилась в арбитражный суд Ярославской области.

– Ну, и отказались бы вы от этого контракта, раз уж настолько не сошлись характерами с заказчиком. Насильно же мил не будешь, – пыталась я понять позицию Кирилла Кучевского.

– Мы были бы готовы отказаться от этого контракта, но при условии оплаты руковод­ством театра уже выполненных работ, – возразил руководитель строительной фирмы.

После того, как руководство театра обвинило строителей в том, что они некачественно выполнили работу, Кирилл Кучевский попытался организовать независимую экспертизу для определения состояния результатов работ по заключённому госконтракту, но театр решил провести свою экспертизу, не включив в состав комиссии представителя строительной фирмы.

На протяжении полутора лет, пока идут суды (состоялось уже семь заседаний), Кучев­ский писал письма – в департамент культуры Ярославской области, в Министерство культуры России, Президенту России Дмитрию Медведеву лично. В каждом письме – подробное изложение ситуации и озабоченность тем, что первый россий­ский театр встретит 1000-летие Ярославля в таком неприглядном виде. В ходе подготовки этого материала я ознакомилась с этими письмами и была удивлена тем обстоятельством, что речь в них шла вовсе не о деньгах – только просьба помочь разобраться. Думаете, помогли? Не тут-то было.

Вот ответ из департамента культуры Ярославской области за подписью директора Ларисы Сорокиной: «Сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством департамент не вправе вмешиваться в хозяй­ственную деятельность самостоятельных юридических лиц».

Аналогичный ответ пришёл из Министерства культуры: «Директору театра... направлено письмо с предложением разобраться в финансовых взаимоотношениях с ООО «Тауэр XXI» и обеспечить выполнение всех договорных обязательств как в части проведения намеченных ремонтно-реставрационных работ, так и в части их оплаты». Позиция понятна – сами, господа хорошие, разбирайтесь, не маленькие. Круг замкнулся.

С одной стороны, все правы. И директор департамента культуры Лариса Юрьевна Сорокина, утверждающая, что конфликтующие стороны – самостоятельные юридические лица, и мэр города Виктор Владимирович Волончунас, говорящий, что здание театра – федеральная собственность, и Министерство культуры России, занявшее позицию кота Леопольда – «ребята, давайте жить дружно»: вы уж как-нибудь сами разберитесь с выполнением этого госконтракта. У строителей – своя правда: они работали и хотят получить деньги. У директора театра – своя: лично он вообще конкретно этот ремонт не заказывал, у него в планах глобальная реконструкция здания.

Что же остаётся в сухом остатке? Обшарпанное, неприглядное здание театра, который действительно для многих в России, да и в разных странах мира, является визитной карточкой Ярославской земли. Каждому прохожему, каждому гостю Ярославля, бросившему возмущённый или недоумённый взгляд на обвалившуюся штукатурку первого русского театра, справку не предъявишь: суды, дескать, идут, вот-вот разберёмся, и тогда уж отремонтируем наше общее достояние как подобает.

А что стоит, казалось бы, сесть всем за стол переговоров – и директору театра Борису Мездричу, и руководителю «Тауэр XXI» Кириллу Кучевскому, и представителям город­ской, областной администрации, Министерства культуры – сесть и спокойно во всём разобраться, поговорить начистоту. Ну и что, что контракт на ремонт театра подписывало преж­нее руководство Волковского? Должна же существовать преемственность. Ну и что, что здание – собственность федеральная? Но стоит-то этот театр на нашей, Ярославской земле, стало быть, и область, и город так или иначе за него в ответе. У нас же получается, как в басне Крылова: письма пишутся, суды идут, а воз, то есть театр, и ныне там.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе