Минкультуры: «Золотая маска» должна объединить классику и авангард»

Ведомство хочет улучшить национальный фестиваль и театральную премию
Заместитель министра культуры Александр Журавский прокомментировал результаты соглашения о «Золотой маске», которое было достигнуто между Минкультуры и главой Союза театральных деятелей (СТД) Александром Калягиным. Он заявил, что основная критика театральных деятелей в адрес фестиваля «Золотая Маска» касается нетранспарентного экспертного отбора номинантов премии.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

— Нам бы хотелось, чтобы церемония награждения премии, подобно «Оскару» или недавнему конкурсу имени Чайковского, собирала всех представителей театральной общественности: классики и авангарда, психологического театра и иных направлений, — отметил Журавский.

Такой подход, по мнению заместителя министра, должен  привести к появлению на церемонии награждения «Золотой маски» даже тех, кто сейчас ее демонстративно не посещает. Ссылаясь на итоги общественного обсуждения, состоявшегося в министерстве 30 июня, замминистра отметил важность формирования «взвешенного и представляющего различные мнения и вкусовые пристрастия экспертного совета».

— Не случайно Владимир Урин сказал, что необходимо «преодолеть клановость». Это пожелание того, чтобы не пришлось выбирать «лучших из худших», как сформулировал на слушаниях Борис Любимов. «Маска» должна представлять всё многообразие отечественных театральных процессов и объединять деятелей искусств. Это не значит, что в прошлые годы всё было плохо. Это значит, что есть намерение, чтобы в следующем году было гораздо лучше! — сказал Журавский.

Общественные слушания в Министерстве культуры собрали многих деятелей театра и продлились почти четыре часа. Однако не раз звучавшая во время обсуждений идея равноправно представить в программе фестиваля традицию и авангард, уделять больше внимания психологическому театру не может считаться новаторской. Об этом «Известиям» сказал театральный критик Павел Руднев.

— Эти условные типы театра всегда присутствовали на «Золотой маске», такие тенденции наблюдались все 20 лет существования фестиваля. За это время в числе номинантов были «Мастерская Петра Фоменко», Малый драматический театр Льва Додина, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, несколько раз номинировался Малый театр, — напомнил Руднев.

На вопрос «Известий», отчего в «Золотой маске» не участвует МХТ им. М. Горького, критик заметил, что «это очень плохой по качеству спектаклей театр».

В свою очередь, нечеткость претензий к фестивалю отметил драматург, режиссер, художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев.

— Я бы хотел, чтобы все претензии были точно озвучены и официально сформулированы — это касается любых сегодняшних запретов и скандалов, начиная от «Тангейзера», заканчивая Театром.doc. Программа фестиваля — не государственный заказ, — заметил Вырыпаев. — За программу ответственность несет руководитель отборочной комиссии, и если она кажется слабой, то меняют руководителя, поэтому эта фигура во всем мире всегда очень значительная. И, по-моему, шорт-лист предыдущей «Золотой маски» и награждение представляли действительно яркие работы.

Руководитель «Практики» также отметил, что количество провинциальных театров на фестивале больше зависит от финансовых возможностей государства и спонсоров.

Худрук Александринского театра Валерий Фокин считает, что премия и фестиваль «Золотая маска» «показывает срез театральной картины России», однако при этом ее необходимо реформировать.

— То, что там попадаются спектакли, которые мне или кому-то лично не нравятся, — это нормально. Сказать, что в культуре всё должно быть только так и никак иначе, значит обрезать и ограничить ее развитие. Однако реформировать «Золотую маску» надо — прежде всего обеспечить постоянную ротацию экспертного совета и жюри, — считает Валерий Фокин.

Ранее по поводу «Золотой маски» между Министерством культуры и Союзом театральных деятелей разгорелся конфликт. 

В мае Независимый профсоюз актеров театра и кино обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой вмешаться в проблемы премии и фестиваля «Золотая маска». Профсоюз считает, что премия не имеет права называться национальной, потому что вручается преимущественно театрам из Санкт-Петербурга и Москвы, и просит министра вмешаться в проблемы фестиваля. Профсоюз также попросил провести общественные слушания.

30 июня в Минкультуры с участием театральных деятелей состоялись общественные слушания, посвященные ситуации вокруг «Золотой маски». В основном мнения экспертов свелись к тому, что главной театральной премии страны нужны реформы.

На следующий день, в среду, на сайте СТД появилось открытое письмо Александра Калягина в адрес Мединского в связи с ситуацией вокруг фестиваля «Золотая маска». Глава СТД отказался участвовать в формировании и обсуждении премии фестиваля, так как Минкультуры нарушило принцип равноправных партнеров. 

«Я напомню, что единственным учредителем (как я говорю, «папой и мамой») «Золотой маски» является Союз театральных деятелей. И мне представляется по крайней мере странным, что обсуждение нашей премии организуется Министерством культуры «явочным порядком»: с нами предварительно не согласованы ни время проведения мероприятия, ни его формат, ни состав участников», — говорится в письме Калягина, опубликованном на сайте СТД.

2 июля, в четверг, Мединский и Калягин обсудили на рабочей встрече вопросы развития премии и фестиваля «Золотая маска». По заявлению Минкультуры, в ходе беседы были достигнуты принципиальные договоренности по вопросам, вызывающим разногласия в театральном сообществе.
Автор
Ксения Раздобреева, Олег Кармунин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе