— К юбилею мы отремонтировали и обновили все, что было возможно, от кресел в зале до гардеробных номерков. Чтобы провести капитальный ремонт, в котором театр давно нуждается, необходима вторая сцена, куда можно было бы перенести основную часть репертуара. Работы в филиале на Сретенке завершатся к концу сезона, вот тогда можно будет взяться и за основную сцену.
— А когда 90-летие праздновать будем?
— 28 октября.
Театр – пожалуй, единственное творческое занятие, где люди собираются добровольно, чтобы получить результат, добавочный смысл, и готовы идти к этому результату, не жалея ни себя, ни друг друга. В театре нет равнодушных людей, они там просто не задерживаются. На телевидении тоже создается некое зрелище, но там людей в основном интересуют другие вещи.
Самое интересное в театре – это человек
Но помпезного торжества не ждите. Мы попробуем прикинуться современными и устроим Юбилей-OFF. Целый день в фойе и гримерках, в бутафорском цехе, репетиционных залах, буфетах и гардеробах будет что-то происходить: маленькие концерты и представления, видео-показы легендарных спектаклей, мастер-классы. Мы даже карусель сделаем на поворотном круге. Театр – не только сцена, но и то, что вне ее, то есть OFF.
— Сезон вы сразу открываете премьерой – «Дядюшкиным сном». А что дальше?
— В ноябре наступит мой черед – «Господин Пунтила и его слуга Матти» по Бертольду Брехту. Леонид Хейфец будет ставить «Цену» А.Миллера, Юрий Иоффе – горьковских «Чудаков», Туфан Имамутдинов – «Танец Дели» Вырыпаева. Идут переговоры с Евгением Арье о совместной постановке с театром «Гешер».
— Судя по юбилейной афише, зритель вам нужен хороший и разный
— Конечно. Академический театр и должен быть интересен разному зрителю, быть общедоступным и профессиональным. Ему нельзя впадать ни в высокомерие, ни в пошлость.
Современный театр в Москве все больше и больше обживает новые пространства. Такие площадки как «Винзавод», центр «Artplay», клуб-театр «Мастерская» стали вполне привычными для молодой театральной публики.
Политеатр: назад в будущее
Наш театр меняется, нам друг к другу еще приглядываться и приглядываться, так что пока рано загадывать, что из нас получится. Хочется быть разносторонними, подвижными - что самое трудное даже в моем возрасте: всем же нам в глубине души хочется покоя и комфорта, а театру это противопоказано. Как бы тебе ни хотелось поставить точку, надо ставить запятые.
— Последние два-три года столичные театры перманентно трясет от кадровых перестановок в художественно-руководящем корпусе, нередко сопровождающихся громкими скандалами. Волна эта только что докатилась и до театра им.Гоголя. Позитивна ли на ваш взгляд эта тенденция?
— Она отражает сегодняшнее состояние российского театра, ту жизнь, которой он живет. О том, какая она – положительная или нет, можно будет судить только по прошествии времени. Но и тогда я бы не стал пытаться найти однозначную оценку. Людям свойственно всему давать оценки, делить все на «хорошо» и «плохо». Нам так привычнее, удобнее, если хотите. А жизнь такого дискретного подхода не приемлет. Ни театральная, ни человеческая. Она не отрицательная и не положительная. Она – просто жизнь.
на фото Сцена из спектакля «Дядюшкин сон» театра им. Владимира Маяковского //www.mayakovsky.ru