Либо театр для тебя, либо ты для театра

Сегодня театр юного зрителя отмечает юбилей: ему - 25. Театр впервые распахнул свои двери в феврале 1984 года, пригласив зрителей на премьеру спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. В канун юбилейного вечера мы встретились с директором театра Натальей Николаевной ПРОКИНОЙ.

Мы давно не виделись, накопилось немало тем для обсуждения, и, здраво рассудив, что юбилейные даты проходят, а жизнь продолжается, мы на правах давних знакомых решили поговорить не столько о празднике, сколько о том, что происходило в театре в течение этого сезона, и о планах на будущее.

- Театр взял информационный тайм-аут? О вас давно ничего не слышно...

- У любой проблемы есть конкретное имя, фамилия и год рождения. Раньше прочными информационными ниточками театр и прессу связывала заведующая литературной частью Татьяна Шаликова, но после её ухода из театра я, к моему огромному сожалению, не могу найти достойного человека на это место. Театр нельзя любить вообще, нужно любить конкретные стены. И я не устаю повторять, что это не работа, а образ жизни. Если твои служебные обязанности ложатся тебе в душу, то и результат получается соответствующий. Сейчас в театре нет завлита, отсюда и озвученный вами «тайм-аут». Это одна из краеугольных личностей в театре, и в решении этого кадрового вопроса я не могу позволить себе ошибиться. 

- Насколько вообще театру удалось сохранить кадры? Сейчас в культурной сфере немало разговоров о сокращениях.

- У нас действительно произошли определённые структурные изменения, связанные с переходом на новую форму оплаты труда. Это коснулось не только нас - всей бюджетной сферы. Но эти изменения и сокращения не имеют ничего общего с кризисом: ушли случайные для нашего театра люди.

- Труппу удалось сохранить?

- Да. Разве что актёр Сергей Василюк сейчас по семейным обстоятельствам большую часть времени работает в Москве, но он по-прежнему занят в нашем репертуаре, приезжает на спектакли из столицы, мы искренне рады нашим встречам. Практика приглашённых артистов в театре обычна. Что касается актёрского состава, то мы серьёзно пополнили труппу «нашими детьми» - нынешними выпускниками целевого тюзовского курса, который ведёт заслуженный артист России Юрий Клипп. Они ещё студентами были официально зачислены в труппу ТЮЗа: Настя Колпащикова, Коля Снегирёв, три Сергея - Кожевников, Борисов и Таболкин... К нам пришла актриса Наталья Лукаш. Очень перспективные, яркие ребята, сейчас они полноценно заняты в репертуаре, и мы возлагаем на них большие надежды.

- На будущее планируете сохранить подобную практику целевых курсов?

- Да, конечно, но не прямо сейчас. Время формирует и отшлифовывает труппу - это неизбежно. Так что года через два можно будет вернуться к этому вопросу вновь.

- В разгар юбилейного сезона из театра ушёл художественный руководитель театра Роман Мархолиа. Как вы оцениваете этот уход?

- Всё очень просто. Есть формула: либо театр для тебя, либо ты для театра. Третьего не дано. Все события, связанные с Романом Михайловичем, очень чётко укладываются в эту формулу. Ему оказалась ближе первая позиция. Невозможно руководить театром издалека да ещё ездить на постановки в другие города. Художественный руководитель должен не только выбрать и поставить спектакль, его первейшая обязанность - ежедневная, кропотливая работа с каждым актёром труппы по профессии...

- Но, если мне не изменяет память, Роман Михайлович появился в театре с вашей подачи?

- И что?! Мне очень понравилась его работа в качестве приглашённого режиссёра над спектаклем «Светит, да не греет». Это был интересный опыт, была намечена очередная творческая планка для театра... Да, не сложилось. Директор и художественный руководитель театра должны быть единомышленниками, а не тянуть одеяло на себя, иначе каши не сваришь.

- Как вы собираетесь выходить из ситуации с художественным руководителем, точнее, с его отсутствием? Вы опять остались в одиночестве?

- Да, положение у меня в данной ситуации не самое простое. Объём работы удвоился. Но торопить события я тоже не хочу: слишком дорого обходятся театру перемены такого рода...

- В начале юбилейного сезона ТЮЗ стал обладателем гранта губернатора области в сфере культуры и искусства. Грант был предназначен для международного мультижанрового театрального проекта «Песни западных славян». Над постановкой собирался работать Роман Мархолиа. Какова судьба этого проекта?

- Это действительно была идея Романа Михайловича, я её поддержала, потому что изначально это был очень красивый проект. Мы не собираемся от него отказываться, несмотря на сложившуюся ситуацию, тем более что уже написана Николаем Морозовым изумительная музыка к спектаклю. «Песни западных славян» будут поставлены на сцене нашего театра, но это будет несколько другой проект, не столь глобальный. 

- Конкретные сроки сдачи намечены?

- Надеюсь завершить репетиции до нового года.

- Театр - это не только спектакли, олицетворяющие дух театра, но и здание со всеми вытекающими отсюда бытовыми проблемами. Что удалось сделать к юбилею в этом вопросе?

- Сделано очень много, и я благодарна департаменту культуры области, который нас очень поддерживает и вникает во все наши проблемы. В течение нескольких лет мы говорим о необходимости ремонта фасада здания театра. Этот пункт включён в областную программу по подготовке к тысячелетию. Но, к сожалению, из-за кризиса - вот он где нас коснулся! - работы перенесены на будущий год. Из того, что уже сделано - ремонт крыши: мы решились на дорогостоящий вариант, мембранную кровлю, зато забыли, что такое текущая крыша. Заменили кресла в зрительном зале, постоянно обновляется световая и звуковая аппаратура... Работа идёт постоянно, хотя она и не бросается в глаза. 

- Ожидается какая-либо раздача «праздничных слонов» к юбилею - званий, министерских наград?

- Выдвинута на звание заслуженной артистки России актриса Евгения Засухина, документы прошли областной этап согласования. Несколько сотрудников театра выдвинуты на получение грамот от Министерства культуры. Надеюсь, нас поздравят друзья...

- Как обстоит ситуация с выдвижением на звание народного артиста Виталия Стужева? Разговоры об этом идут давно...

- ...Потому что процесс этот весьма долгий, может длиться не один год. Насколько мне известно, наградные документы Виталия Львовича прошли все необходимые этапы согласования на уровне области, ЦФО, в данный момент вопрос решается в министерстве. 

- Каковы планы театра на будущий сезон? 

- Сразу после юбилейного вечера мы приступаем к репетициям детского спектакля «Каспер», над которым работают режиссёр Екатерина Корабельник и художник Анастасия Глебова. Обе они из Москвы. У нас уже есть удачный опыт сотрудничества: спектакли «Золушка» и «Как чуть не съели королевну Булочку», вошедшие в наш репертуар и полюбившиеся зрителю, - их работа. Недавняя майская премьера - «Един­ственный наследник» Реньяра, поставленная режиссёром Анатолием Слюсаренко, тоже по сути является спектаклем грядущего сезона. Я считаю сотрудничество театра с этим художником большой удачей. Есть задумка о постановке спектакля, рассчитанного на подростков. Не могу пока сказать конкретно, каким будет материал, но с режиссёром мы уже определились: это известный ярославскому зрителю по спектаклю «Бременские музыканты» режиссёр Виктория Михеева. На малой сцене актёр и режиссёр нашего театра Андрей Виноградов ставит спектакль «Песчаные солдаты». Далее - проект «Песни западных славян», о которых упоминалось выше, и, наконец, новогодняя кампания. Календарь, как видите, расписан не по дням, а по часам.

- Вы ничего не упомянули ни о гастролях, ни о фестивалях...

- Что касается минувшего сезона, то мы побывали на фестивалях в Челябинске с «Бременскими музыкантами» и в Саратове с «Тремя сёстрами». Загадывать что-либо на будущее не спешу: как правило, все фестивальные оргкомитеты просыпаются после нового года, тогда и решение принимать будем. Есть кое-какие планы, но озвучивать их пока не рискну. Боюсь сглазить.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе