Легко ли быть оптимистом?

Международный Чеховский театральный фестиваль медленно движется к своему финалу. Усталые, но довольные критики и устно, в кулуарных разговорах, и письменно подводят итоги.

Как положено, спорят, предпочтения свои отстаивают, словом, все как обычно. Вот только разброс мнений в этом году очень принципиальным оказался. Ибо не только о качестве искусства, как можно было бы предположить, люди спорят, на сей раз, в сущности, о мировоззрении речь ведется. О роли и задачах художника в современной жизни. Что, конечно же, удивительно, если вспомнить, что фестиваль в этом году был ориентирован на так называемый новый цирк, а значит, на невербальное искусство, впрямую вообще ничего не декларирующее. Предмет спора можно определить так: может ли (а главное, должен ли) художник быть оптимистом и нести людям радость, или все эти нежности - всего лишь сладостный сироп, бездуховная и бессмысленная сентиментальность? Серьезнейший вопрос, согласитесь.

 

 

Спектакль "Икар" Даниэле Финци Паска

Если со сцены на вас направлены свет и добро, значит ли это, что создатели прячут голову в песок, не желая замечать чужую боль, и лакируют действительность разлившимся сиропом? Многие мои коллеги отвечают однозначно - да, именно то и значит. Настоящий художник должен быть жестким и даже жестоким, он просто обязан говорить о неприятном и отражать безнадежную, абсолютно кафкианскую нашу реальность. В противном случае искусство его - самый настоящий глянец и есть. Вроде все тут правильно, и отражать жизнь, и говорить о бедах человечества надо. А только поспорить с этим демонстративным противопоставлением очень хочется. Особенно после самого, может быть, скромного, не слишком заметного спектакля нынешнего фестиваля. Речь об "Икаре", который три дня играл в Театре им. Пушкина Даниэле Финци Паска, уже показавший к тому времени свой канадско-швейцарский цирковой "Туман".

 

 

Туман. Цирк "Элуаз", Канада и Театро Сунил, Швейцария

Он и в "Тумане" был сентиментален, что не всем, похоже, понравилось, а уж в "Икаре" чувствительности и сантиментов через край. Я собралась пойти на третий, последний спектакль, но побывавшие на первом коллеги активно отговаривали. Говорили: не ходи, расстроишься. Мол, самодеятельность, да еще умилительно-слезоточивая это презрительное ругательство на нынешнем фестивале как никогда активно в ходу. Пошла, ни на что не рассчитывая, и вот вам результат. Забыть не могу и "Икар" этот, и Финци Паску в особенности. Придумал он его сто лет назад, пока сидел в швейцарской тюрьме за отказ служить в армии. С тех пор и играет по фестивалям время от времени. Сам он говорит, что хотел бы этим спектаклем подарить людям надежду. Свидетельствую дарит. У нас ведь любят повторять, что художник должен быть еще и гражданином. Вот Даниэле Финци Паска таков и есть. И "Икар" его не столько спектакль, сколько акция, поступок. Он не может его не совершать. Симпатичный грустный клоун рассказывает нам со сцены о том, как полезно мечтать, о том, что больной обездвиженный человек, поверивший в сказку, способен встать на ноги и пойти в сторону солнца... Но меня уверяют, что все это наивный и неуместный оптимизм, уводящий народ от реальных проблем.

 

 

Интересно, однако, вот что. Другие художники, те, что правдиво и резко фиксируют реальность со всеми ее тяготами и бедами, ставят вопросы, и, собственно говоря, все. А Даниэле Финци Паска предлагает выход. Беды и несчастья он тоже видит, не сомневайтесь, и взгляд его печален, но он не хочет сдаваться жестоким обстоятельствам. И нам не советует, предлагая справиться с ними с помощью любви, веры и, да, слез тоже. Ничего постыдного в них нет, одна только польза, всю гадость из нас вымывают, "Снежную королеву" Андерсена вспомните и плачьте на здоровье. Судя по восторженной реакции тех, кто вместе со мной смотрел в тот день спектакль, такого рода сеансы психотерапии сейчас очень нужны. Без них нам не выжить.

   Итоги

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе