Корвалол со льдом

На "Золотой маске" покажут спектакль о мужчинах на грани нервного срыва

Представьте ситуацию: вам сорок лет и вы мужчина. Полчетвертого утра в нетрезвом состоянии души-с к вам домой вваливается друг детства и, не обращая внимания на вопли протеста, укладывается на диване спать.

Дальше - больше: утром вы узнаете, что жить он намерен у вас неделю. Не потому что поругался с женой и ушел от нее, громко хлопнув дверью, как было бы в российском варианте истории. В финском оригинале мотивация поступков дается поглубже и потоньше: жена задала ему вполне доброжелательно вполне риторический вопрос, и ответ на него искать он собирается у вас в квартире. Ну спросила и забыла: "Чего ты хочешь? Надо же установить приоритеты в жизни", - а человека не просто поставила в тупик - подвела к грани нервного срыва. Заставила задуматься. Довела до слез.
Спектакль "Паника. Мужчины на грани нервного срыва" показали на "Золотой маске" в программе "Маска плюс".

Это коллективное творчество заместителя директора петербургского музея Достоевского Веры Бирон и трех артистов - Александра Баргмана, Виталия Коваленко из Александринки и Александра Новикова из театра Ленсовета. С режиссерским уклоном в сторону Александра Баргмана, выступающего одновременно и в роли актера, и в роли режиссера уже в третий раз. По пьесе финского драматурга Мики Мюллюахо, в России практически не известной (как и ее автор), а в Финляндии ставшей настоящим хитом двух прошедших театральных сезонов. Появлению ее в Петербурге в музее Достоевского и Белом театре (а затем и на фестивале в Москве) мы обязаны театроведу Павлу Рудневу, сделавшему перевод и первым обратившему внимание на финский юмор, с которым рассказывается о проблемах, как правило не вызывающих смех, да к тому же переходящий в гомерический хохот.

Но в Белом театре это сделать удалось.

Здесь надо все время делать оговорки: речь в спектакле идет о финских мужчинах (хоть и играют их петербургские). Для которых разговоры с психоаналитиком - не пустое времяпровождение, а вопросы жены - не внешний фоновый раздражитель, а импульс к мучительным раздумьям. О смысле бытия. О людях, которых ты уважаешь. О событиях, которые ты считаешь самыми приятными в своей жизни. О друзьях, к которым можно ввалиться среди ночи с кучей проблем. И о том, какое разрушительное чувство паника (просто бомба, которая находится внутри человека) и созидательное, несмотря ни на что, - любовь...

Три актера играют эту историю, сначала кажется, особенно сильно не напрягаясь, - так, подсмеиваясь над ситуацией и своими рефлексирующими героями. Как определил спектакль его создатель Александр Баргман, это "пост-пост-постмодернизм". Культурный слоеный пирог - театрально-лабораторный опыт с косвенным, а местами и явным фрагментарным отсылом к фильмам Педро Альмодовара "Поговори с ней" и "Женщины на грани нервного срыва". Во время просмотра и поглощения коего вы сможете научиться, как рисовать цветными карандашами те места, к которым постоянно возвращались в мечтах. Или просто открыть для себя тонкий финский юмор, оценить который можно хотя бы по одному блицдиалогу из спектакля:

- У тебя корвалол есть?

- Есть. Тебе со льдом?

Ирина Корнеева

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе