Коляда и гуси

Рецепт бессмертия «Уральской школы».
В Москву приехал Коляда. Бурно, весело, как он это умеет. Перед каждым спектаклем своего «Коляда-театра» Николай выходит к зрителям, чтобы лично поприветствовать, подписать книги, просто пообщаться. 
фото: Михаил Ковалев


Разговаривать с ним — удовольствие, потому как живой он человек и гостеприимный. Если народу на дневной спектакль собралось чуть меньше обычного (а обычно — битком), Коляда тут же пишет в соцсетях обращение: «Дорогие москвичи!..»

Это уже традиция — каждый январь привозить в Москву прежние и новые спектакли «Коляда-театра». Идут они за редким исключением по одному разу — кто не успел, тот опоздал. Параллельно начался фестиваль «Уральская школа» екатеринбургского Центра современной драматургии («Коляда-центра»). В него вошли три живых спектакля и записи легендарных постановок разных лет по пьесам уральских драматургов.

Центр современной драматургии появился в 2009 году, а с 2014 года расположился в деревянном особняке в центре Екатеринбурга, где до недавнего времени обитал «Коляда-театр», пока не переехал в новое здание. Помимо спектаклей там устраивают читки только что написанных пьес — с пылу с жару. Коляда — человек-оркестр: драматург, режиссер и педагог в одном лице, а также главный редактор литературного журнала «Урал». Он воспитал уже несколько поколений российских драматургов и режиссеров.

Началась «Уральская школа» со спектакля «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой и в ее же постановке. Сама она появилась и в небольшой роли девушки на велосипеде. На сцене — убогая квартира с обшарпанной мебелью, где обитают якобы столетняя мать Зоя Марковна, а на самом деле женщина вполне себе в соку, и ее сорокалетний странный сын Владимир Ильич (уже смешно). Матушка все умирает и умирает, да никак не умрет. Рецепт бессмертия таков: умирают только нужные люди, а ненужные живут вечно! Значит, надо быть никому не нужным. В погоне за вечностью Зоя Марковна похоронила в себе женщину, о чем кричит при первой возможности, превратила сына в жесткую подошву и оградила свою небольшую семью меловым кругом одиночества. Нет-нет да вылезает из нее другое существо — та жадная до жизни и любви девушка, какой она была когда-то. Зоя актрисы Тамары Зиминой, в теплых носках и вязаной шапке, вечно клянчит чай, просит включить программу о животных. А сын ее Владимир Ильич — не изверг какой-нибудь. Мамашу уважает, но и смерти ее ждет. Сказали же врачи, что помрет тогда-то. Но не случилось. Вот Владимир Ильич и украсил черной лентой фотографию «покойницы», дни считает: сегодня было бы девять дней... И не поймешь — призрак Зоя или еще жива.

Великовозрастный сынок — сплошной морок. Вроде бы науку двигает, делает полезное для человечества дело, а сам не живет. Смотрит на мир одним глазом через очки, залепленные пластырем. Брюками пол подметает. Играет детину протагонист театра Коляды Олег Ягодин. Он же — Гамлет, Ричард III, Борис Годунов и много кто еще на основной своей работе в «Коляда-театре». На прошлых гастролях его с опозданием на годы приметили московские кинематографисты. И снялся Олег Ягодин в «Орлеане» Андрея Прошкина, вызвав множество вопросов о том, что это за прекрасный артист. Недавно появился в «Ангелах революции» екатеринбуржца Алексея Федорченко.

Заботливый друг и вечный соперник Владимира Ильича (актер и режиссер Александр Вахов) приведет в унылый дом товарища деревенскую девушку Женю (Алиса Кравцова). Говорит она с утрированным уральским акцентом. Окажется девица смышленой, быстро разберется, что к чему, а жизнь ее обломает. Счастья не будет никому. Владимир Ильич куда-то сгинет: то ли в лучшую жизнь, то ли в лучший из миров. Мать его будет жить вечно.

Пьеса Светланы Баженовой кажется архаичной, старомодной по своей стилистике. Все это мы уже пережили. А зритель смотрит на сцену с восторгом, смеется непосредственно и заразительно. Поначалу удивляешься, не понимаешь, почему так. А спустя время начинаешь ощущать послевкусие живого слова и подлинной жизни. Хотя на сцене-то она совсем не подлинная, а придуманная.
Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе