Казус Столыпина

Тема обретения исторической правды становится всё более актуальной.
После премьерного показа
Фото: МАРИЯ ФЕДОТОВА


Состоявшийся во МХАТе им. Горького уже пятый в сезоне премьерный показ – на этот раз спектакля «У премьер-министра мало друзей» по пьесе замечательного писателя Святослава Рыбаса, известного своими историко-биографическими произведениями о Сталине, Столыпине, Синь Цзиньпине, – стал событием.


Спектакль подарил зрителям незабываемые впечатления обретения уроков исторической правды, обращённой в будущее с наказом властям, священству, воинству и предостережением разумным от народа о последствиях невмешательства в агрессивное разрушение ценностей нации и предательства национальных интересов России.

Автору удалось собрать большинство пророческих откровений Петра Аркадьевича Столыпина, на которые в то время не так обращали внимание, как сегодня, когда они разобраны на цитаты, звучат в выступлениях руководителей государства и в устах политиков, порой не ведающих их смыслообразующего значения.

Особое очарование спектаклю придаёт актёрский талант главных героев, сумевших искусно воплотить атмосферу императорского двора и внутренний мир премьерминистра и государя – в их сомнениях и поисках лучшей судьбы для Отечества, а также в противодействии испытаниям предательством, террором, трусостью и обманом. Отмечаю мастерство режиссёра Александра Дмитриева и художника-постановщика Елены Ярочкиной, которым удалось решить сложнейшую проблему, заключённую в пьесе, – донести до публики подсказки Истории нам, современникам. Этой задаче адекватен весь актёрский состав. Роль Столыпина исполняет Эдуард Флёров, добившийся глубокого психологического и портретного сходства со своим героем.

Большим сюрпризом для меня стало участие в спектакле моих предков, когда звучат пророческие стихи великого поэта Михаила Лермонтова, троюродного брата Петра Столыпина. Пётр Аркадьевич не раз обращался к его творчеству и предвосхищал свою судьбу, сходную с судьбой поэта.

Они оба провели свои детские годы в подмосковной усадьбе Середниково, которая их соединила в вечности и где сегодня бережно сохраняется память о двух выдающихся гражданах России.

Знаковым стало и упоминание в спектакле непростой судьбы моего прадеда Владимира Фёдоровича фон дер Лауница – петербургского градоначальника, застреленного на пороге открываемого им новопостроенного храма. Он в списке террористов на уничтожение стоял третьим после государя и Петра Столыпина, но ушёл первым. Будучи тамбовским губернатором, он был организатором торжеств прославления Серафима Саровского, после которых государь и пригласил его на должность градоначальника Санкт-Петербурга, учитывая его твёрдую руку в наведении порядка в губернии во время волнений 1905 года. И, конечно, Владимир Фёдорович хорошо знал семью Столыпина, когда тот был саратовским губернатором.

В спектакле прочитывается несколько исторических кодов, которые расширяют его смысловую панорамность. Например, в эпизоде Столыпин сообщает царю, что подписал приказ о высылке в Вологодскую губернию бывшего семинариста Джугашвили, того самого, который, как понимает зритель, через много лет в облике Сталина завершит индустриализацию страны.

Как заметила после спектакля одна журналистка, было бы полезно всему правительству посмотреть эту постановку.

Очевидно, что тема обретения исторической правды сегодня является для МХАТа имени Горького одной из самых важных.

После премьер «Красного Моцарта» и «Столыпина» в ближайших планах «Нюрнбергский вальс» Александра Звягинцева.

Автор
Михаил Лермонтов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе