"Кабала святош" в Театре на Юго-Западе — самая неожиданная премьера ушедшего года

Поздняя, но крайне яркая премьера "Кабала святош" от Олега Леушина ослепляет своей новизной, необычностью и неожиданностью.
Фото: Театр на Юго-Западе


Цепко, пронзительно, невозможно отвести взгляд – вот всего несколько слов о премьере спектакля. Это не просто премьера, а знаковое событие для "Юго-Запада". В 1980 году основатель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович выпустил спектакль "Мольер", как дань памяти своему учителю Борису Равенских. Эта постановка стала легендой Театра на Юго-Западе. Валерия Беляковича нет с нами вот уже два года, и его преемник, Олег Леушин, ставит "Кабалу святош" в память о своем мастере.

На спектакль Олега Леушина нужно смотреть. Смотреть и не отрывать взгляд – и конечно, получать удовольствие. От "Кабалы святош" получаешь колоссальное визуальное удовлетворение, ведь это не только отличная игра актеров, не только монументальность булгаковской пьесы, но и игра света, световое полотно, написанное искусной кистью режиссера. Здесь отдельную благодарность стоит выразить Климову Вячеславу – на самом деле художнику по свету, соткавшему поистине впечатляющее визуальное полотно. Свет в этом спектакле – это все, это и декорация, и характеристика героя, это метафора, пронизывающая всю постановку с самой первой вспышки прожектора.


Фото: Театр на Юго-Западе


Спектакль "Кабала святош" поставлен по одноименной пьесе Михаила Булгакова, имевшей свою длительную и скандальную историю. Как говорил сам Булгаков, его целью было "написать пьесу о светлом, ярком таланте Мольера, задавленного черной кабалой святош при абсолютном равнодушии королевской власти". Показать это в полной мере удалось Олегу Леушину в своей интерпретации пьесы. Искусная паутина лжи, плетущаяся на протяжении двух актов, становится явной в один момент – и Мольер остается один на один с гнетущей тишиной рока. Этот рок здесь еще с античности – с ним же сталкивалась Электра у Еврипида и Ксеркс у Эсхила. Только выглядит он в представлении Олега Леушина несколько иначе: танцующие в неоновом красном свете монахи Кабалы, решетки из лучшей света, за которыми обнаженные мученики, Людовик Великий, исполняющий балетные па…  Но это все не главное, а главное – свет. Или же его отсутствие. За ослепительной яркостью бытия, за неоновыми лучами, пронизывающими сцену, за всей этой театральной фантасмагорией, карнавальными масками и яркостью, скрывается всего лишь один луч света. Это и Мольер на растерзании у черной Кабалы, это и Булгаков, терзаемый цензурой советской власти, это и личность автора, выставленная для обозрения публики. Этот луч, изображенный в самом конце спектакля – его громогласный финал.

Древнегреческий пафос в "Кабале святош" смешивается с неоновой яркостью современности, спектакль выходит далеко за привычные нам рамки. Важно, что при всей своей яркости, "Кабала святош" не превращается в шоу ради "вау"-эффекта.


Фото: Театр на Юго-Западе


Самое яркое в любом спектакле – это актеры. Сергей Бородинов в роли Жана Батиста смотрится просто великолепно, его игра живая и настоящая. Ольга Иванова, исполнительница роли Мадлены, а по совместительству художник по костюмам, справилась с обеими своими задачами на высшем уровне. Костюмы в "Кабале святош" — это то, о чем можно говорить очень долго. Чего только стоят одеяния труппы Мольера и наряды Людовика Великого! "Король-солнце", которого превосходно играет Андрей Кудзин, еще один луч света этой постановки. Надменность и величие у него прекрасно сочетаются с кокетливым исполнением бальных па.

"Кабала святош" Олега Леушина — это спектакль, выстроенный на прочном фундаменте булгаковской драмы, но выстроенный с помощью неоновых лучей и ярких прожекторов. Два действия пьесы пролетят как вспышка и останутся очень ярким воспоминанием еще надолго. Но никогда не забудется финал постановки, последний штрих светового полотна, штрих, оставляющий наедине… с Мольером? Или, может быть, с Автором?..  
Рассказать про этот спектакль невозможно, его нужно смотреть, смотреть широко раскрытыми глазами. Поэтому – идите и смотрите!

Автор
Любомир Билык
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе