К нам приехал Никита Сергеевич дорогой

На мастер-классе народного артиста России Никиты Михалкова в Волковском был аншлаг

Юмор и трудолюбие – вот те качества, которые требуются актёру (помимо таланта, конечно), чтобы добиться успеха – так считает народный артист России Никита Михалков. Трудолюбие – потому что без труда… (сами знаете что), а юмор – чтобы достойно перенести удар, когда выяснится, что все затраченные тобой усилия были напрасны.

Об этом и многом другом шла речь на мастер-классе Никиты Михалкова, который прошёл в рамках молодёжного фестиваля «Будущее театральной России». Послушать Никиту Сергеевича собралось немало театрального люду – зал академического театра имени Волкова был полон, не всякий спектакль собирает такой аншлаг. Вчерашние студентки, без пяти минут молодые артистки, прихорашиваясь, старались занять места в первых рядах. Их суета понятна – вдруг известный режиссёр обратит внимание? Да и солидной театральной публики (труппа Волковского театра чуть ли не в полном составе, преподаватели ярославской «театралки», представители Союза театральных деятелей) набралось немало.

Мэтр задерживался. 15 минут, 20, полчаса… Однако. Не выдерживая напряжения, в зале вскипали и тут же опадали несмелые фонтанчики аплодисментов. Но вот деловито пробежали по проходу к сцене телеоператоры с камерами наперевес, караулившие приезд маэстро в вестибюле, и зал с облегчением выдохнул: «Приехал!»

Михалков появился из-за кулис стремительно и как был – в кожаной куртке нараспашку, в шарфе – подошёл к микрофону.

– Я не фокусник и не музыкант, чтобы что-то показывать, – с ходу заявил он. – Я готов поговорить с вами о том, что интересно именно вам.

Пообещав отвечать максимально искренне, Никита Сергеевич предложил задавать вопросы. Первый же наивный вопрос Светланы из Красноярска: «Как жить-выживать молодому артисту в этой стране?» поверг Михалкова в изумление:

– Девочка моя, да люди жизнь кладут на то, чтобы узнать, как жить, ради чего жить и, в конце концов, на что жить, а вы ждёте от меня готового рецепта!

И завёл речь о том, что очень немногие сегодняшние артисты владеют ремеслом, техникой актёрской профессии:

– Станиславский – гений, он создал свою систему для человека со средними способностями. Но это своего рода ПТУ. А Михаил Чехов – это уже высшая школа.

Тут же, раз к слову пришлось, мэтр поделился своими планами об открытии актёр­ско-режиссёрской академии. Это будут курсы повышения квалификации для профессионалов, разумеется, платные. Сверхзадача такой академии – создание мощной актёрской биржи. Действовать она будет так: актёры, режиссёры, операторы, продюсеры присылают свои резюме, включая видео – чтобы было понятно, кто на что способен. Собирается команда, ставится спектакль; в него, на несколько премьерных показов, подтягивается какая-нибудь знаковая фигура уровня Олега Табакова. Сборная команда ездит по городам и весям ровно столько, сколько спектакль будет собирать зал. Пропал зрительский интерес – всем «спасибо», разбежались. Но имя этого актёра-режиссёра-оператора-продюсера остаётся в картотеке биржи (вот он бонус!), и, как только кто из великих надумает снимать кино, выпускники-«михалковцы» в его распоряжении.

Получив такую информацию, зал заволновался: как попасть на кастинг? Адресок-телефончик не оставите? Михалков на минуту задумался, всмотрелся в зал и решился:

– Запоминайте, повторять не буду: 2991888@rambler.ru. Для Ларисы Сергеевой, она наш кастинг-директор.

Пока студенты шуршали бумажками и щёлкали кнопками телефонов, записывая заветный «сим-сим, откройся», Михалков, обаятельно покаявшись: «вот уж подкинул Ларочке подарочек», поделился своими кинематографическими планами. Собирается делать фильм по Бунину, но проблема с актёрами: снимать популярных, перетекающих из фильма в фильм да ещё мелькающих в сериалах он принципиально не хочет – и так они зрителям надоели. А где других взять?

Размышления режиссёра о нехватке профессиональных кадров артист Волковского театра Валерий Кириллов перебил встречным вопросом:

– Кто из актёров вас потрясает?

Перечень имён, с яркими и неожиданными комментариями к каждому, оказался весьма лаконичен. Евгений Миронов, актёр высочайшего класса, «артист-животное, на физиологическом уровне ощущающий, что и как надо играть». Алексей Петренко – «чудище, обладающее бесстрашием и бесстыдством, отсутствием всяких комплексов». Сергей Маковецкий, обладающий гениальным тембром голоса и глобальнейшим обаянием. Евстигнеев – тот был просто гений, и точка.

– А женщины? – ревниво крикнул кто-то хорошо поставленным голосом из того ряда, где сидели уже заслуженные и народные.

– Нонна Мордюкова, – не задержался Михалков с ответом. – Техники никакой, но глыба, её внутренняя мощь потрясает. Её вообще не воспринимают как актрису – она везде своя. Приехали куда-то на съёмки, стоим на перроне. К ней тут же потянулись тётки какие-то – кто с огурцами, кто детей крестить. Она народная потому, что её народ выбрал.

Упомянув мимоходом Ксению Раппопорт и Викторию Толстоганову, Никита Михалков посетовал, что с женщинами у нас в кино лучше. А вот понятие мужчины в кино, да и за его пределами, девальвировалось. Привёл в пример светских львов Бориса Моисеева и, очевидно для контраста, Никиту Джигурду. Боже, спаси Россию, если все мужчины в кино и в жизни будут такими. Зал в унисон поддакнул.

Девушка Аня из Новосибирска неожиданным мяуканьем привлекла внимание маэстро:

– Однажды вы сказали, что вам всю жизнь пришлось отрабатывать своё имя. У меня такие же проблемы, посоветуйте, как быть?

– Это правда, – ответил Михалков. – Те, кто не осмеливался «ударить» отца, «били» меня. Сейчас те, кто не решается «ударить» меня, «бьют» моих детей. Что делать? «Хвалу и клевету приемли равнодушно…» Моя мама говорила: никогда не обижайся, не доставляй такого удовольствия обидчикам.

А по поводу того, что имя обязывает, рассказал такую историю. Когда его старшие дети Анна и Артём собрались поступать в театральный, их мама, как все мамы на свете, стала наседать на Никиту Сергеевича, чтобы тот позвонил кому надо, чтобы детей приняли.

– Я помог детям по-другому, – поделился Михалков. – Я им сказал: позвоню я или нет, всё равно все вокруг будут думать, что вы поступили по блату, потому что вы – дети Михалкова. Такова ваша судьба. Но вы сами будете знать, что это – неправда, и вот это знание поможет вам выстоять. …Я никогда в своей жизни не ставил подписи под тем, за что бы я полностью не отвечал. Если поставил подпись, всё – ни от одного своего слова впослед­ствии не откажусь. Этим я отрабатываю своё имя.


Робкая реплика мужчины средних лет, попросившего прокомментировать Михалкова его пристрастие к монархии, утонула в возмущённых криках «вот только политики нам здесь не хватало!». Однако Никита Михалков ответил и на это:

– Государь оставлял страну своим детям. Не думе, не партии, не чужому дяде-преемнику – собственным детям.

Выводы, дескать, делайте сами. Без малого два часа общения с народным артистом России Никитой Михалковым пролетели незаметно. Горячие аплодисменты зала и обещание Михалкова приехать и на будущий «БТР» говорили о том, что встреча доставила удовольствие и гостю, и зрителям.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе