Инопланетянам миллиарды не нужны

Сергей Пускепалис поставил спектакль «Бедный миллионер» по пьесе своего любимого писателя Алексея Слаповского.

Алексей Слаповский известен как автор романов «День денег», «Синдром феникса», «Я не я» и сценарист сериалов «Остановка по требованию», «Участок», фильма «Ирония судьбы-2». Если в творческой копилке Пускепалиса много престижных наград, наиболее ценной из которых стал «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале, то Слаповскому дальше финалов «Русского Букера» и «Большой книги» продвинуться не удалось. В Ярославль драматурга ждали на премьеру, но он заболел, и на первые показы «наивного трагифарса» не приехал.

За сценой грохот и свист – спектакль начинается крушением самолета. Нефтяной магнат и миллионер Шварцман-Белов (Владимир Майзингер) чудом остается в живых и в прямом смысле спускается с небес на землю. В рваном костюме, запутавшийся в лямках от парашюта, столичный бизнесмен оказывается в забытой богом деревушке. Врачи вылетают сюда только в том случае, если при смерти одновременно не меньше трех человек, так как затраты на топливо слишком велики. Самогон здесь пьют стаканами как молоко, пьяные мужики с топором гоняют жен и друг друга, - популярный взгляд на русскую деревню среди современных авторов. 

Повествование о нефтянике ведется из будущего 2800 года. Роли трехголового существа-ведущего исполняют Илья Варанкин, Николай Краснопёров и Юрий Круглов. Серебристый монстр на колесиках с щупальцами, напоминающий гигантский пылесос, - так по мнению Пускепалиса будут выглядеть наши потомки. XXI век для них – далекая история, поэтому человеческие обычаи кажутся варварскими: ценность семьи и деньг космические жители не признают.

- Мы смеемся и задумываемся, и привычная жизнь кажется нам и смешной, и странной, и грустной. Я надеюсь, что у нас получится искренний разговор со зрителем. Разговор о главном, – размышляет о спектакле Сергей Пускепалис.

О том, что же стало главным в «Бедном миллионере», зрители смогут узнать из первой статьи «Всеобщей декларации прав человека», вложенной в программку. Трудно найти тезисы, наименее актуальные сегодня: все мы рождаемся «равными в своем достоинстве и правах», люди «должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Миллионеру является ангел в образе русского мужика и взывает к совести, которая раз проснувшись, не оставляет Белова в покое до конца спектакля. Белову-Шварцману приходится раздавать миллиарды на протяжении двух часов, но душу спасти не удается. Героический поступок не оценен. И чудаковато, и не скромно. «Дурак!», «Сошел с ума!» - таков приговор окружающих. Да и народ, в котором по книжкам должна находиться душа, жертв миллионера, как оказалось, не стоил.

Драматург и режиссер претендуют на доверительный разговор со зрителем, но проблема главного героя – как бы поскорее избавиться от валютных запасов, вряд ли тронет. Коррупцией и проституцией публику не удивишь. Зато еще долго после спектакля в голове крутится главная музыкальная тема, удачно написанная заведующим музчастью Волковского Игорем Есиповичем.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе