Федор Волков: случай или сказка?

Невероятное происшествие


“Случай, Бог изобретатель”, - сказал однажды Пушкин, в свое время обративший внимание (в заметках о театре) на фигуру Волкова. Завязка интриги Волковского дела в Ярославле – невероятное, в гоголевском духе, происшествие. Нарочный из столицы, из самого Петербурга, посланник государыни императрицы поручик Дашков явился в ярославский магистрат. И предъявил документ.

5 января 1752 года императрица Елизавета Петровна издала высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилою и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...» 
20 февраля 2009 года исполнилось 280 лет со дня рождения основателя Первого Русского национального профессионального общедоступного театра Федора Григорьевича Волкова

Невероятное происшествие


“Случай, Бог изобретатель”, - сказал однажды Пушкин, в свое время обративший внимание (в заметках о театре) на фигуру Волкова. Завязка интриги Волковского дела в Ярославле – невероятное, в гоголевском духе, происшествие. Нарочный из столицы, из самого Петербурга, посланник государыни императрицы поручик Дашков явился в ярославский магистрат. И предъявил документ.

5 января 1752 года императрица Елизавета Петровна издала высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилою и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...» 

Это завязка, волшебство… Да и как можно расценить приезд специального нарочного от самой государыни-императрицы в провинциальный, еще не губернский Ярославль! Ярославль потрясен. Надо представить смятение магистрата, Берг-коллегии, исключившей к тому времени комедианта Волкова из купеческой гильдии и лишившей купеческого звания. Волкова ждала рекрутчина и солдатчина. «Случай» или «сказка»! -как сказано в «Пиковой даме». Но «случай» Волкова счастливый. Не прихоть судьбы, а остроумная сила жизни.  

И небывалая одаренность. Федор Волков — актер, режиссер и драматург, Волков — художник, резчик по дереву и скульптор, Волков — поэт и сочинитель, сценарист маскарада, именуемого «общенародным зрелищем», Волков — музыкант, «гуслист», по воспоминаниям, композитор, Волков – собиратель книжных редкостей и первых книг по истории театра, Волков — выдающийся организатор. И Волков – политический деятель своей эпохи. Вся жизнь Федора Волкова – загадочная, таинственная игра на фоне огромных исторических событий. Что значил приезд купеческого сына Федора Волкова с братьями, Вани Дмитревского (из церковников), других канцеляристов, посадских людей, ремесленников в златые покои императорского дворца? В какой исторический водоворот втягивается затем Волков ? На каких рельефах истории развертываются игралища – не театральные даже, а государственные? Смерть императрицы Елизаветы Петровны, смена государственной власти. Роковое время и бремя Петра III. Свержение императора, заговор, в который был посвящен и Федор Волков. Восхождение новой Астреи, как назвала себя Екатерина. Волков был особо отмечен императрицей за свои заслуги, добавим, – не театральные. Игра времени и модель его жизни прочитывается как проект смелого, творческого,почти авантюрного предприятия. Ибо все делается ради Театра. 

История русского театра начиналась с амбаров…


«Беспорядок необузданного воображения» ведет деятелей театра и некоторых исследователей, занимающихся биографией Волкова, по пути “сказки”.  
Добро бы только недоразумения, связанные с временем рождения театра Волкова в Ярославле! Театр в Твери официально пишет свою историю с 1745 года. Тверичи заявляют, что их театр родился на пять лет раньше Волковского, а значит право первородства принадлежит им. На сайте театра можно прочесть, что Тверской театр образован в 1745 году при Тверской духовной семинарии. Тогда при Федоровском монастыре был представлен “Синопсис или краткое видение декламации Высочайшему дню рождения императорского величества в 1745 году». 

- Но мы еще старше! – говорят в Тобольске. Тобольская драма пишет свою историю с 1705 года, оказывается, театру 300 лет. Понятно честолюбие тверичей и жителей Тобольска. Однако сии "игралища" – не что иное, как представления Школьного театра. Еще в XVII веке в России сложился школьный театр при духовных академиях и семинариях. На деле, профессиональной труппы Тверского театра, и Тобольского театра не существовало. Первое здание для городского театра в Твери было построено лишь в 1787 году, а "Договор труппы актеров Тобольского театра с управляющим театром коллежским асессором Ишимовым", датирован 1799 годом. 

Много десятилетий Указ императрицы от 1752 года о доставке труппы Волкова в Петербург цитировали, не задерживая внимания на весьма важных словах, относящихся к братьям Волковым: «… которыя в Ярославле содержат театр …» 

Братья Волковы в этом Указе выступают как содержатели театра – купцы, вложившие в театральное дело собственный капитал – подчеркнем, впервые в истории России. В числе мотиваций императорского Указа, быть может, первостепенную роль, сыграл именно этот аргумент: «Содержат театр …»
В Ярославле к 1750 году возникает из любительского профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром, афишей, билетами на спектакли и зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей. Купеческий сын Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро будущего первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра. Известны имена первых ярославских комедиантов, составивших труппу. Это служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова – Григорий и Гавриил. Репертуар Волковской труппы - духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, трагедии Сумарокова, комедии Мольера. 

История российского общедоступного театра начиналась в амбарах, которые принадлежали купцам. 

1777 год, январь… Горожане Калуги взволнованы новостью: в кожевенном амбаре купца Тимофея Ивановича Шемякина открылся драматический театр! Знал ли Тимофей Шемякин о том, что его предшественник Федор Волков за четверть века до него открывал свой театр в таком же кожевенном амбаре! И случайно ли, что первую пьесу специально для театра Шемякина написал поэт Василий Майков, друг Федора Волкова! В том же 1777 году в Туле театр открывается в соляном амбаре! Эта «купеческо-амбарная» линия в истории российского театра не может не привлечь внимания. Театр российский обязан своим строительством, основанием и славой купечеству, заводчикам, предпринимателям. От Федора Волкова до Константина Алексеева (Станиславского). Амбары вовсе не были ветхими деревянными строениями, похожими на деревенские бани, как их иногда рисуют художники…  

Специалист по исторической застройке Ярославля Наталья Землянская не столь давно обнаружила в нашем архиве документальные следы этого амбара – это был не сарай, а двухэтажное каменное строение, принадлежащее братьям Волковым. Волков говорил всем, что он строит театр. И он действительно его строил, создавал, не новое здание, а перестраивал прежнее - из кожевенного – под театральное. Капитальная перестройка требовала и времени, и средств. 


Идет охота… на Волкова


Некоторые, весьма досужие люди хотят разрушить все, что связано с Волковым! «Идет охота» не на волков, а на Волкова! Пишущим о Волкове – неважно, что Белинский назвал Волкова «отцом русского театра». В Тартусском университете (Эстония) опубликовали статью Дм. Иванова о том, что Федор Волков – это только миф, мираж, галлюцинация. И никакой – не «отец театра». «Отцом» его якобы наименовало советское время, которому Волков был нужен как «классово-близкий человек»! Хотелось бы взглянуть на сего Иванова, будь он купеческого происхождения, в советское время! Обласкали бы его как «классово-близкого», что и говорить! Повышенное внимание к фигуре Волкова в начале ХIХ века Д. Иванов объясняет проснувшимся интересом к героической национальной старине в духе Вальтер Скотта и Н. М. Карамзина!

«Кожевенный амбар» раздражает. Он кажется смехотворной мифологемой. «Отец театра» – «в амбаре»? Так рождаются анекдоты. Но вместе с анекдотами всегда низвергается в пропасть и сам герой… У нас любят священное превращать в профанное. Но ведь, простите, и Сын человеческий родился, как известно, в хлеву… Пушкин к своему знаменитому изречению «Мы, русские, ленивы и нелюбопытны», мог бы добавить – а еще - крайне жестоки и равнодушны к своему прошлому… Как умеем затаптывать и уничтожать собственные святыни! «Однако, - сетует новоявленный борзописец Иванов, - на зло историкам, весь набор мифологем, сопровождающих Волкова, продолжает повторяться до сих пор. И можно не сомневаться — «кожевенный сарай» не будет разрушен». Но вот вопрос - зачем и во имя чего разрушать? «Необходимо, чтобы предание о «кожевенном сарае» и единственном «отце русского театра» было опровергнуто». И опровергают. Л.М. Старикова, немало сделавшая для установления новых фактов биографии Волкова, изумляет нас таким пассажем: Волкова, мол, у нас подают как «явление исключительное, уникальное, тогда как он был выдающимся явлением своего времени». Всего-навсего выдающийся, но не уникальный. Ниспровержение Волкова уже внедряется в вузовские учебники. Таких, мол, как Волков, было много… Он не единственный… Однако назовите другого отца театра! Нет ответа. Тишина. В трудах лихих разбойников от науки сплошная безотцовщина.

Туристы часто считают, что театр Волков поставил на том самом месте, где стоит нынешнее театральное здание. Года три-четыре назад Волковский театр обратился к мэрии с предложением установить памятный камень-знак о месте первого театра – в районе Волжской набережной – между бывшим Полушкиным переулком и улицей Кедрова. Но пустовавшее место быстро огородили металлическим забором. - Давайте на самой набережной небольшой знак поставим! – Хорошо! Разумеется! Но… пусть нам Москва такое указание даст! А Москва не то, что камень, но и самое имя Волкова давно бы снесла. Мало ли других отцов театральных было! - Нет пророков в своем Отечестве!  

Театр в самодержавном государстве тесно связан с властью. В истории Волкова, волшебно начавшейся в Ярославле, есть завершение. Это его Маскарад «Торжествующая Минерва». Маскарад – смертельная игра с Роком, пятый акт трагедии. В Маскараде Волков выступает против бездушного механизма власти. В Маскараде он выигрывает, победа достается ему. Впервые осуществлено «общенародное зрелище». Впервые дан «урок царям» - высокое поучение, от каких пороков следует освобождать государство и по какому пути вести страну и народ… Но цена победы – его жизнь.  

С именем Федора Волкова связано становление русской актерской национальной школы. Задумываешься об «исполненной страстью игре», «только что природной», о потрясающем, «бешеном» темпераменте Федора Волкова. О том, как потрясал зрителей «внутренним чувством», «природными средствами», «порывами самых сильных страстей» Иван Дмитревский. Думаешь о заложенных Волковым особенностях русской школы театральной игры. Дмитревский открыл театральную школу – первую в России. Его учениками были Катерина Семенова, великая трагическая актриса, пламенный Алексей Яковлев. От них – Волковское наследие было передано Мочалову, Щепкину и новым поколениям русских актеров. Различны актерские дарования, различны времена, – но через десятилетия, через века продолжает утверждать себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Федором Волковым. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе