«Если спектакль идет плохо, я чувствую, будто кого-то обманул»

Актер Андрей Ильин — о том, как в 54 года сыграть 9-летнего мальчика

В Московском губернском театре под руководством Сергея Безрукова состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович. 98-летний старик ходит по квартире и вспоминает свою жизнь. Корреспондент «Известий» встретился с исполнителем главной роли Андреем Ильиным сразу после спектакля.

Фото: ТАСС/Вадим Тараканов

— Спектакль «Бесконечный апрель» — очень эмоциональный. Вы специально выжимаете из зрителей слезы?

— Не думаю. Скорее всего, за нас играет ситуация. Я вообще не вижу лиц людей в зале, только общий фон и блики. Впрочем, я вообще без очков вижу плохо. Малая сцена дает возможность играть на микронюансах. Я с содроганием сердца представляю себе, как мы повезем этот спектакль на гастроли: если в зале будет больше 300 мест, он может не получиться таким, как мы его задумывали. Актерам придется играть громко, с нажимом и излишне форсировать. А сейчас я могу работать, словно в кино, постоянно на крупном плане.

— Сильно устаете после спектакля?

— Усталость чувствуется, но если всё прошло удачно, то с ней приходит и ощущение выполненного долга. А если что-то идет не так, то усталость тяжелая и чувство, будто я кого-то обманул.

— Что может пойти не так?

— В этом смысле пьеса «Бесконечный апрель» — удивительный материал. Казалось бы, на каждом спектакле мы говорим одни и те же слова, встаем в одинаковые мизансцены, но есть тонкие нюансы, которые меняют всё восприятие. Сегодня, к примеру, был очень проникновенный и негромкий спектакль, а в прошлый раз мы немного перестрадали и устроили трагедию. Нам очень хотелось сыграть хорошо, мы старались изо всех сил, но это повредило спектаклю. Оказалось, что надо играть чуть легче и даже немного отстраненно.

— Как родился спектакль?

— На роль меня пригласил Сергей Безруков. Я прочитал пьесу, она мне сразу понравилась, потом я познакомился с режиссером Анной Горушкиной и начал работу. Меня очень зацепила история о пожилом человеке, который вспоминает всю свою жизнь. Мне, 54-летнему мужчине, довольно сложно играть 9-летнего мальчика, поэтому я поначалу спорил с режиссером и предлагал найти на роль ребенка. Я думал, что даже плохая игра мальчика будет убедительнее, чем мои попытки изобразить ребенка.

— О чем, на ваш взгляд, эта пьеса?

— Это история самого обыкновенного и заурядного интеллигента. Мой герой — не бунтарь. Это тихий, умный, любящий человек. Человек, не награжденный орденами и регалиями, не совершивший в своей жизни ничего выдающегося.

Это история о советских людях, которые много лет подряд работали изо дня в день ради всеобщего блага, полумифического коммунизма и которые сложили свои головы за родину. Они могли бы стать верующими, но пришла другая власть и другая вера — вера в свое маленькое дело.

Не так давно ушла из жизни моя мать. Ей было 84 года. И я подумал о том, что она всю жизнь много работала, растила детей, жила впроголодь, но что она видела за всю свою жизнь? К сожалению, я не успел свозить ее даже за границу, а на юге она была единственный раз, когда мы поехали к моему брату в армию в Севастополь. Она всю жизнь помнила эту поездку. И точно так же жила вся страна.

— Наверное, жизнь заурядного человека очень сложно сыграть.

— С точки зрения актерства эта роль — большой подарок. Она сложна по одной простой причине: зритель должен верить мне, когда я играю 98-летнего старика и 9-летнего мальчика. Если люди не верят, то грош нам всем цена.

В моей актерской практике раньше было что-то похожее — например, в «Моем бедном Марате» в Театре имени Моссовета я играю 20-летнего юношу, который уходит на фронт. А когда я выпускался из театрального училища, то, наоборот, играл старика. Правда, мне помогал грим — надевал усы, бороду, рисовал себе под глазами морщины и становился старикашкой из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Ребенка нужно играть, не сюсюкая со зрителем. У детей абсолютно те же самые эмоции, что и у взрослых. Когда мальчик переживает, что у него отобрали конфетку, его чувства равносильны обиде, которую испытывает взрослый человек, у которого отняли 100 рублей. Играя ребенка, не нужно пытаться разговаривать детским голосом, иначе получится смешно и карикатурно. Переходить эту грань нельзя.

— Вы читаете современные пьесы?

— К сожалению, нет, сейчас уже не очень интересуюсь. А раньше я много раз участвовал в драматургических вечерах, где мы читали и обсуждали новую отечественную драматургию. Что касается Ярославы Пулинович — не скрою, я посмотрел другие ее пьесы и должен признать, что она очень интересный автор. Несмотря на свой юный возраст — ей всего 27 лет, — она одинаково хорошо разбирается в психологии старика и ребенка, мужчины и женщины. Мне кажется, что у нее большое будущее.

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе