Директор театра – должность сродни президентской

Специально для читателей «Юности» мы взяли интервью у вновь назначенного директора главного бренда Ярославля Волковского театра Бориса Михайловича Мездрича. По какому пути театр пойдет дальше, что будет меняться и чего нам стоит ожидать, читайте далее.

– Борис Михайлович, расскажите немного о себе. Как из студента геолого-геофизического факультета вы выросли в директора театра?

– Почему вырос? (улыбается. – Прим. авт.). Это дело уже давнее. Закончил Новосибирский университет в семьдесят втором году, поехал работать во Владивосток в Академию наук и работал там восемь лет. Писал научные статьи, всего их двенадцать. Был младшим научным сотрудником, а потом решил пойти работать в театр. Стал заместителем директора Владивостокского театра драмы. Там шесть лет работал.

– Как вы отреагировали на перевод в Ярославль? Бывали раньше в театре Волкова или впервые с ним познакомились, когда пришли работать?

– Конечно, все назначения подробно оговариваются. Как я отреагировал? Мне это интересно. Я снова вернулся в драматический театр, я же в Омске двенадцать с лишним лет работал директором в такого рода театре. И через семь лет опять вернулся в этот формат. И уже есть положительные эмоции.

– У вас есть опыт работы в театре оперы и балета, в театре драмы, в ТЮЗе. Какой из храмов Мельпомены вам ближе, где вам интересней работать?

– Да. Осталось еще кукольный театр освоить (улыбается. – Прим. авт.). В опере и балете сложность заключается в том, что там четыре самостоятельных творческих коллектива: хор, оркестр, балет и солисты оперы. Естественно, у каждого из занятых в спектакле коллективов есть свой творческий потенциал, свои желания и возможности. Возникают ситуации, когда они не совпадают. Задача директора – чтобы интересы творческих коллективов были друг к другу ближе. На самом деле это сложный путь – объединить всех в единое целое, сделать спектакль для зрителя. В драме же монотруппа, один единый коллектив. И требуется большая глубина, чем в оперном театре. Конечно, есть разница и в количестве людей: в опере и балете – человек семьсот – восемьсот, а в драме – двести с небольшим. Интересно работать во всех театрах.

– Борис Михайлович, как управленец вы кто – жесткий диктатор или демократ?

– Знаете, меня учили директора, которые были раньше в Советском Союзе. Два человека – режиссер Владивостокского театра драмы Ефим Табачников и директор Михдат Ханжаров. Они оба меня научили, что никакой демократии в театре стационарном российском быть не может. Ни-ка-кой! Воля, осознанная, осмысленная воля руководителя театра – единственное, что позволит добиваться высоких результатов. Вместе с артистами.

– Долгое время наш театр жил без директора театра и без художественного руководителя. Слава богу, как говорится, сдюжили. Теперь директор есть. Когда появится столь важный для труппы персонаж, как худрук?

– Директор уже есть. Главный режиссер будет. Есть несколько кандидатур. Нам надо, чтобы они поставили здесь спектакль. И тогда мы посмотрим, кого выбрать.

– Что изменится в Волковском в ближайшем будущем? Грядет тысячелетие, а театр, пожалуй, главный бренд Ярославля. Горожане ждут перемен к лучшему. За что вы возьметесь в первую очередь?

– В первую очередь, конечно, репертуар. У меня достаточно широкий круг представлений о современной режиссуре. Буду приглашать на постановки режиссеров, которых я лично знаю. Думаю, что аккуратно, не спеша, нужно привнести в Волковский театр такую драматургию, которая была бы интересной и новой и для актеров, и для зрителей. Это может быть и переосмысленная классика, и современные авторы. Хорошо, если бы появились первые постановки в России неизвестных ранее произведений и авторов, которые впервые были бы открыты. Думаю, что для Волковского театра это важнейшая функция. Так как именно на его сцене когда-то было открыто театральное искусство.

– Что касается привлечения молодых талантов. В Ярославе помимо трех театров есть театральный институт, который готовит ребят для работы со сценой, на сцене.

– Это редчайший случай, когда в городе есть не только театр, но и театральный институт. Мы уже подготовили договор с ректором театрального института о проведении совместного международного фестиваля «Будущее театральной России». Этот фестиваль проходил в Ярославле три раза, но сейчас мы расширим его диапазон. Проходить он будет в мае. Нам интересно увидеть молодых ребят, талантливых режиссеров, актеров, сценаристов из всех театральных учебных заведений. Дать им шанс показать и заявить о себе на сцене первого русского театра. Вот где слияние традиций и энергии молодых.

– И немного о насущном. Будет ли меняться ценовая политика театра. Например, билет на спектакль стоит от восьмидесяти до двухсот пятидесяти рублей. Приезжают звезды экрана, и за них горожане платят суммы в несколько раз, а то и в десятки больше. Конечно, и за театр обидно. Но и не хочется, чтобы цены ударили по кошельку.

– Конечно, нельзя сравнивать эти разовые поездки и стабильный репертуарный театр. Но мы будем стараться расширять диапазон театральных предложений для зрителей. Что касается ценовой политики, то мы будем внимательно смотреть уровень цен в Ярославле, что происходит в целом в стране, в других театрах. Сейчас я уже запросил данные по средней заработной плате ярославцев. Цены будут меняться, но в какую сторону, пока сказать не могу.

– Ваше первое боевое крещение – Международный Волковский фестиваль только закончился. Жаль, что за рамки ярославских средств массовой информации он снова не вышел. Будет ли международный фестиваль не только на словах носить столь значимый статус?

– Я как раз читал материал одного из театральных критиков по прошлогоднему фестивалю. И согласен с ним в том, что планку нужно поднимать выше. Фестиваль должен расширить и представительство театров, и чтобы всем было понятно, зачем он проходит. Всю церемонию тоже нужно организовать по-другому. В общем, нужно дорабатывать и улучшать саму структуру. Наша главная цель – удержать фестиваль в рамках правительственной поддержки, ведь девять лет фестиваль трудами многих людей проходил.

– Борис Михайлович, с кем можно сравнить работу директора театра?

– С президентом страны.

– Не меньше?

– По структуре, я имею в виду, не по масштабам. Нет, точно не меньше.

Беседовала Елена ПОЛИВАНОВА

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе