Статус еще одной "культурной столицы" страны, который город Пермь добровольно взвалил на себя пару лет назад, требует от всех, кто принимает участие в реализации этой амбициозной программы, не столько новых идей, сколько новых подходов к идеям, которые трудно назвать оригинальными. Идею провести еще один театральный фестиваль в Перми, где эти фестивали сейчас наступают друг другу на пятки, трудно назвать революционной. Даже если, во-первых, пообещать (и в принципе держать свое слово), что привозить на него будут только качественные или знаменитые спектакли, а во-вторых, посвятить его исключительно современной режиссуре, то есть сделать не каким-то там очередным "праздником" для зрителей, а форумом профессионалов. "Пространство режиссуры" — название, которое даже в Москве прозвучало бы вызывающе недемократично. Что уж говорить о краевом центре.
Но пермский министр культуры Борис Мильграм, сам режиссер, к тому же прошедший в свое время школу Анатолия Васильева, не просто настоял на режиссерском фестивале, но и согласился с предложенным ему весьма оригинальным способом формирования афиши. У каждого из спектаклей, привезенных в Пермь, есть свой "куратор", который присутствует на спектакле и потом защищает свой выбор в открытой дискуссии с коллегами и зрителями. Таким образом, фестиваль заранее отводит от себя упреки в мозаичности программы, перед которыми в принципе уязвим любой театральный форум — эстетические пристрастия у людей, принимающих решения, отличаются. Люди, естественно, приглашаются не абы какие, а авторитетные, с именем в театральном мире. И притом разных профессий: так, в этом году селекторами помимо самого министра Бориса Мильграма были оперный режиссер Дмитрий Черняков, продюсер Эдуард Бояков, критик Олег Лоевский, французская актриса Валери Древиль и французский театровед Жан-Пьер Тибода.
Французский акцент фестиваля объяснялся годом Франции в России. Интересно, что из трех французских спектаклей (вернее, из трех с половиной — "Пиноккио" московского театра "Практика" поставлен Жоэлем Поммра) открытием стала не новая работа прославленного Жозефа Наджа "Вороны", а спектакль "Наш террор" независимой группы "Д'ор э дежа" в постановке молодого режиссера Сильвена Крезево. Спектакль вроде бы посвящен Великой французской революции, но высказывается театр все-таки о современном обществе и о сегодняшнем терроризме — Сен-Жюст ходит в черной рубашке и джинсах, а Робеспьер в дорогом костюме и при галстуке неотличим от любого парижского яппи. Легенда о революции опрокинута в наши дни, где противоречие между свободой и равенством не просто кажется неразрешимой философской проблемой, но вновь превращается в причину насилия.
Впрочем, наибольший зрительский успех выпал в Перми на долю спектаклей, поставленных зарубежными труппами по русским текстам. И если рижская "Соня" Алвиса Херманиса (беспроигрышный выбор Дмитрия Чернякова) была исполнена в России, можно сказать, на бис, то "Реквием" тель-авивского Камерного театра приехал впервые. Он сочинен по мотивам трех рассказов Чехова — "Скрипка Ротшильда", "Тоска" и "В овраге" — и поставлен как театральная притча о жизни и смерти. Герои Чехова в этом поэтическом балагане похожи на странное племя комедиантов, перед лицом неизбежного находящих спасение в меланхоличном и горьком юморе. Который кажется еще горше от того, что режиссер спектакля, знаменитый израильский драматург Ханох Левин, до успеха "Реквиема" на родине автора не дожил.
Фото: Jints Malderis Дмитрий Черняков порадовал Пермь "Соней" Алвиса Херманиса
Коммерсантъ