Бой спектаклей

В Перми прошел ставший уже традиционным театральный фестиваль "Пространство режиссуры", который отличается от всех прочих фестивалей не столько своей афишей, сколько принципами отбора.

Статус еще одной "культурной столицы" страны, который город Пермь добровольно взвалил на себя пару лет назад, требует от всех, кто принимает участие в реализации этой амбициозной программы, не столько новых идей, сколько новых подходов к идеям, которые трудно назвать оригинальными. Идею провести еще один театральный фестиваль в Перми, где эти фестивали сейчас наступают друг другу на пятки, трудно назвать революционной. Даже если, во-первых, пообещать (и в принципе держать свое слово), что привозить на него будут только качественные или знаменитые спектакли, а во-вторых, посвятить его исключительно современной режиссуре, то есть сделать не каким-то там очередным "праздником" для зрителей, а форумом профессионалов. "Пространство режиссуры" — название, которое даже в Москве прозвучало бы вызывающе недемократично. Что уж говорить о краевом центре. 

Но пермский министр культуры Борис Мильграм, сам режиссер, к тому же прошедший в свое время школу Анатолия Васильева, не просто настоял на режиссерском фестивале, но и согласился с предложенным ему весьма оригинальным способом формирования афиши. У каждого из спектаклей, привезенных в Пермь, есть свой "куратор", который присутствует на спектакле и потом защищает свой выбор в открытой дискуссии с коллегами и зрителями. Таким образом, фестиваль заранее отводит от себя упреки в мозаичности программы, перед которыми в принципе уязвим любой театральный форум — эстетические пристрастия у людей, принимающих решения, отличаются. Люди, естественно, приглашаются не абы какие, а авторитетные, с именем в театральном мире. И притом разных профессий: так, в этом году селекторами помимо самого министра Бориса Мильграма были оперный режиссер Дмитрий Черняков, продюсер Эдуард Бояков, критик Олег Лоевский, французская актриса Валери Древиль и французский театровед Жан-Пьер Тибода.


Французский акцент фестиваля объяснялся годом Франции в России. Интересно, что из трех французских спектаклей (вернее, из трех с половиной — "Пиноккио" московского театра "Практика" поставлен Жоэлем Поммра) открытием стала не новая работа прославленного Жозефа Наджа "Вороны", а спектакль "Наш террор" независимой группы "Д'ор э дежа" в постановке молодого режиссера Сильвена Крезево. Спектакль вроде бы посвящен Великой французской революции, но высказывается театр все-таки о современном обществе и о сегодняшнем терроризме — Сен-Жюст ходит в черной рубашке и джинсах, а Робеспьер в дорогом костюме и при галстуке неотличим от любого парижского яппи. Легенда о революции опрокинута в наши дни, где противоречие между свободой и равенством не просто кажется неразрешимой философской проблемой, но вновь превращается в причину насилия.


Впрочем, наибольший зрительский успех выпал в Перми на долю спектаклей, поставленных зарубежными труппами по русским текстам. И если рижская "Соня" Алвиса Херманиса (беспроигрышный выбор Дмитрия Чернякова) была исполнена в России, можно сказать, на бис, то "Реквием" тель-авивского Камерного театра приехал впервые. Он сочинен по мотивам трех рассказов Чехова — "Скрипка Ротшильда", "Тоска" и "В овраге" — и поставлен как театральная притча о жизни и смерти. Герои Чехова в этом поэтическом балагане похожи на странное племя комедиантов, перед лицом неизбежного находящих спасение в меланхоличном и горьком юморе. Который кажется еще горше от того, что режиссер спектакля, знаменитый израильский драматург Ханох Левин, до успеха "Реквиема" на родине автора не дожил.


Фото: Jints Malderis Дмитрий Черняков порадовал Пермь "Соней" Алвиса Херманиса


Коммерсантъ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе