Блюдо для ностальгирующего варвара

Петербургскому балету — три столетия. Краснодарскому — полтора десятилетия. А ростовский балет и вовсе вдвое младше своего южнороссийского коллеги. И хотя большинство его зрителей слабо отличают фуэте от па-де-де, а без либретто вряд ли вычитают в хореографии фигуру интриги, потребность в этом каноническом искусстве невероятно велика. На премьеру «Спящей красавицы» П.И. Чайковского в Ростовском государственном музыкальном театре (РГМТ) 11 и 14 июня публика, по данным пиар-службы театра, скупила практически все билеты.

Александр Васильев уверен, что его имя можно и нужно продавать на благо классического искусства

Фото6 Андрей Бойко

Ещё два года назад первый материал по культуре в только что открывшемся «Эксперте ЮГ» был посвящён перспективам ростовской балетной труппы. Народный артист РФ Алексей Фадеечев, главный балетмейстер РГМТ, «сотворивший» здесь балет, признавался, что постановка шедевра Чайковского в Ростове — его профессиональная мечта. Для этого технически и эстетически сложного балета и труппа, и публика должны созреть.

На протяжении десятилетий аудитория города росла исключительно на оперетте, но с созданием РГМТ начался медленный процесс воспитания вкуса, освоения других языков музыкального театрального искусства — оперы, балета. Монументальное искусство оперы пока даётся ростовчанам нелегко, а вот балет любят и торговцы с многочисленных ростовских базаров, и консерваторские студенты, и узнаваемые персоны из администраций.

Столетие дягилевских сезонов, которое отмечает в этом году российская интеллигенция, получило более чем удачный резонанс в Ростове, в котором балета и до революции отродясь не было. Удачным можно считать и выбор художника для постановки — это небезызвестный в профессиональных и популярных кругах Александр Васильев, сценограф, историк моды и искусства. Именно он является одним из активных пропагандистов русского классического искусства — у нас и в мире. Приехать на генеральную репетицию он не смог по той причине, что вёл в этот день в Петербурге программу, посвящённую юбилею дягилевских сезонов. Сам Александр Васильев признаёт, что выбор его как декоратора спектакля — а имя у человека, оформившего в Европе и России десятки классических балетов, несомненно, есть — хороший маркетинговый ход для театра. «Сегодня, когда у потребителя есть масса способов потратить деньги на развлечения, руководство театра не может рисковать: пригласить безвестного гения было бы опрометчиво, — говорит г-н Васильев. — Моё имя хорошо продаётся. И я очень верю, что постановка непревзойдённого балета Петра Ильича в непревзойдённой более чем за сто лет хореографии Мариуса Петипа — это выход на новую платформу для публики Ростова-на-Дону. Возможно, многие не совсем поймут хореографические приёмы этого балета, но красота его не может не поразить воображение».

Хореография спектакля представляет собой трансформацию модели Мариуса Петипа с добавлениями Сергея Константинова (ныне покойного солиста Кировского театра оперы и балета). Г-н Васильев поясняет, как создавалась визуальная концепция: «Классикой оформления “Спящей красавицы” по сей день является оформление Льва Бакста, выполненное для Дягилева в 1921 году. Правда, костюмы и декорации пропали во время гастролей труппы в Южной Америке — в Бразилии контейнер упал в воду. Сохранились лишь эскизы к спектаклю и реквизит последнего акта, который назывался у них “Свадьба Авроры”. Мы даже точно не можем знать, как выглядело всё остальное. То, что мне удалось увидеть в Национальной галерее Австралии, демонстрирует, что открывался спектакль в барочной, а завершался в рокайльной изобразительной традиции. Так что сама идея принадлежит Дягилеву и Баксту. Я далёк от приписывания всех заслуг именно мне». Художник настаивает и на том, что без профессионалов из РГМТ — художника по костюмам Натальи Земалиндиновой, ассистентов балетмейстера-постановщика Светланы Масанёвой и Юрия Клевцова, народного артиста РФ (блестяще исполнившего Фею Карабос в этом спектакле) — балет просто не состоялся бы. Он с удовольствием отметил, что, например, Наталье Земалиндиновой удалось отыскать редкие, но довольно недорогие ткани для костюмов, что у неё потрясающий талант и масса технических секретов для создания сценической красоты.

А красота — роскошная, стилизованная под аристократичные XVII-XVIII века — действительно праздновала в «Спящей красавице» своё возвращение из долгого советского «изгнания», если прибегнуть к метафоре Васильева. От торжественного версальского золота и голубого, классических имперских тонов, гамма спектакля перетекала в пастель и оливковый, а затем претворялась в нежные «закаты». Интерьеры сцен намекали то на монументальные дворцовые пространства, то на рокайльные павильоны и небольшие загородные дворцы.

Классический балет, рождавшийся на подмостках придворных театров Италии, Франции, — один из островков почти антикварного для современного эстетического вкуса искусства. В отличие от деструктивно настроенного авангарда, он живёт бережной консервацией традиции. «Ни один русский человек не может сегодня узнать мелодии из Римского-Корсакова или Мусоргского — констатирует г-н Васильев. — Зато все знают мелодии Верки Сердючки. Балет — элитарное искусство. А балет “Спящая красавица” был создан Петипа в творческом союзе с Чайковским по заказу для Императорского Мариинского театра». Демократические режимы отнюдь не способствуют появлению штучных, уникальных произведений. Экономизация, установка на продаваемый тираж проникает и в искусство. Но есть в прогрессирующей варваризации и надежда. Новый варвар века толп начинает ностальгировать по иному. По тому, что нельзя пролистать за десять минут TV-пультом, проглотить взглядом за порцией колы. Учится заново замедлять мгновение, удерживаясь в театральном кресле дольше, чем длится стандартный блокбастер.

Ростов определённо предпочитает классику. На это готов тратить бюджетные деньги губернатор Владимир Чуб, удостоившийся «Золотой маски» за вклад в развитие театрального искусства, а публика и спонсоры — свои доходы. Именно поэтому в городе, любящем, чтобы было «красиво и богатейно», не скрывающем консервативно-буржуазного тяготения к роскоши, ещё лет сто не будет институций, поддерживающих авангардные формы искусства. И никакие намёки на финансовые перспективы этого «сектора» не убедят ни местных промышленников и предпринимателей, ни администрацию инвестировать в contemporary art. Варвар выбирает традицию. Красота возвращается из изгнания.

Эксперт Online

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе