Замкнутый круг

"Привести в порядок все цирки огромной страны стоит столько же, сколько реконструкция одного Большого театра", - рассказал "Итогам" гендиректор Росгосцирка Мстислав Запашный 

  В конце августа исполняется 90 лет советскому цирку. А вернее, Российской государственной цирковой компании. С каким настроением цирковое сообщество встречает юбилей и есть ли оно сегодня вообще? Об этом "Итоги" расспросили легендарного дрессировщика и представителя знаменитой цирковой династии, генерального директора Росгосцирка Мстислава Запашного.


- Мстислав Михайлович, как представитель династии, основанной в 1882 году, скажите, цирк еще жив?

- Можно сказать, в нынешнем юбилейном году мы празднуем победу концепции наших стариков. Это они еще в 1917-1918 годах предлагали не довольствоваться балаганами, а строить стационарные цирки. Но вот спустя 90 лет мы вынуждены даже Всемирный цирковой фестиваль проводить в палатке. Множество артистов соревнуются, чтобы показаться на этом смотре, а он пройдет в шапито. Нонсенс! В советское время у нас было 113 предприятий, они разошлись по всему пространству бывшей страны. Теперь у государства осталось 79 единиц, 43 из них - стационарные. В 2006 году было все-таки принято постановление правительства, по которому все имущество госцирков оставалось в компании Росгосцирк. Однако некоторые в наше подчинение не входят. В частности, у нас нет московской площадки: оба столичных цирка, на Цветном и на Вернадского, существуют обособленно.

- И неплохо себя чувствуют, во всяком случае куда лучше многих, оставшихся в господчинении…

- В 88-м году Олег Попов, Ирина Бугримова, Юрий Никулин и ваш покорный слуга Мстислав Запашный, когда старый цирк на Цветном бульваре буквально умирал, ходили в правительство. И добились, чтобы на реконструкцию было выделено 26 миллионов долларов - из тех валютных поступлений, что заработали артисты на зарубежных гастролях. Финская компания четыре года строила новое здание цирка за государственные деньги. А потом раз - и он оказался в долгосрочной аренде у частников.

- А что у вас осталось?

-У нас есть шапито в парке Дружбы. И планы обустроить вокруг него настоящий цирковой городок. Надеюсь, их реализация поможет решить наши внутренние проблемы.

- Ваши внутренние проблемы вот уже несколько лет довольно громко звучат.

- Нужно, чтобы звучали еще громче! Артисты в советское время получали по 150 рублей в месяц, а зарабатывали для страны миллионы рублей и валюты. В 34 года я был самым молодым членом коллегии по культуре при тогдашнем министре Екатерине Фурцевой. И я горд, что участвовал в создании действительно великого советского цирка. Я со всей ответственностью это говорю, не только потому, что ему исполняется 90 лет. А я живу в цирке уже 70 лет, 65 из них - на манеже.

- Про вас говорят, что живете по старинке, пытаясь реанимировать советскую систему, сегодня недееспособную.

- А какая дееспособная? В советское время были школы в Чехословакии, Венгрии, Польше, где они? Да, какой-то артист может поехать на международный фестиваль, но он - одиночка. И посмотрите на Китай, на их программы, а ведь в этой стране цирк целиком держит государство. У нас сегодня ни один старый цирк не ставит вопроса об уходе в частные руки. Отдать все легко, а сохранять все в рабочем состоянии куда сложнее. Мы уже шесть лет пытаемся получить у государства деньги на реконструкцию цирков.

- И много просите?

- 25 миллиардов рублей. Привести в порядок все цирки огромной страны стоит столько же, сколько реконструкция одного Большого театра.

- Не самый удачный пример, учитывая, что с ним творится.

- Может быть. Но Большой театр всегда был и будет государственным. Как "Ла Скала". Как "Метрополитен-опера". Как Цирк дю Солей, которому посвящена третья строка в бюджете Канады. А как бы иначе они тратили по 60 миллионов долларов на спектакль? Наши цирки посещают 10 миллионов человек. Если вложить в цирковое искусство немножко денег, цифра превратится уже в 20 миллионов. Для страны со 140-миллионным населением это существенно.

- А чем вообще занимается ваша организация?

- Мы создаем программу - укомплектовываем ее номерами, следим за художественным уровнем, приглашаем режиссеров, шьем костюмы, покупаем животных… На новые постановки государство выделяет всего 25 миллионов рублей, но мы все равно выпускаем по 14 новых номеров в год, получается, что из собственных средств. Вычерчиваем маршруты, чтобы у артистов не было простоев. Росгосцирк ведь действительно всероссийская организация, охватывающая пространство от Калининграда до Дальнего Востока. Затем менеджер берет программу и площадку в аренду у Росгосцирка, за что отчисляет нам деньги.

- Так что мешает жить припеваючи?

- Десять лет в Госдуме лежит закон об эстраде и гастрольной деятельности, и его не рассматривают. Знаете, сегодня многие задают мне вопрос: а зачем сегодняшнему поколению цирк? При таком разнообразии других развлечений. Но это вопрос московский, столичный. В провинции такие сомнения не возникают. Вот, скажем, директор челябинского цирка рассказывал: у них есть и мультиплекс на девять залов, и новый концертный зал. Пугачева приезжает и собирает всего один аншлаг, на втором концерте уже пустые места. А у него каждая программа работает по месяцу, и все билеты проданы. Это реальность, мы не бахвалимся. Мы не на иждивении у государства, сами зарабатываем полтора миллиарда рублей в год. Дотации составляют всего 312 миллионов.

- Почему же тогда у вас денег не хватает, если вы такие востребованные?

- Покупательная способность зрителей в регионах - 300 рублей за билет. Этих денег едва-едва хватает, чтобы свет на арене зажечь. Цирк - это лайф-шоу, изначально затратное и дорогое. Вот вы, скажем, мясо кушаете? В Сочи оно стоит 270 рублей килограмм. А у нас у народного артиста Николая Павленко 18 тигров в манеже, и каждый съедает по 6 кило в день. Или мальчик у нас недавно травмировался в воздушном полете. Лечение в восстановительном центре стоит 250 тысяч в месяц. Мы обеспечиваем социальную защиту артистов собственными средствами. Ведь статьи в бюджете на это нет.

- Несколько лет назад все только и говорили о том, что цирковые артисты уезжают на Запад…

- В позапрошлом году ездили в командировку в Лас-Вегас, и как-то такси на улице остановилось. Высовывается водитель: "Мстислав Михалыч, здравствуйте". Я смотрю: "Ба, Иванов, ты, что ли? Блестящий артист, акробат, пять-шесть сальто с подкидной доски! Ты чего шоферишь?" Или другая история. Смотрим, стоит мим. 40 градусов жарища, а он застыл в одной позе. Я люблю подурачиться, кладу ему монетку на тарелочку и тихо говорю по-русски: "Ну что ты тут заработаешь? Может, пора вернуться в Россию?" И он скосил глаза - ясно было, что понял!

- И продолжают уезжать?

- Уже нет. Вот мой сын работает во Владивостоке , в Нижнем Тагиле, в Хабаровске. Имеет серьезный успех и неплохие деньги. Или братья Запашные, мои племянники. В каком-то журнале они признались, что зарабатывают 3,5 миллиона долларов в год. Вообще те, кто сам занимается прокатом и успешен, востребован публикой, получают в России хороший доход. Тем же братьям Запашным в прошлом году предложили поехать на фестиваль в Монте-Карло, куда они всю жизнь рвались. Только после фестиваля надо было еще два-три месяца отработать. Нет, ответили они, у нас гастроли в Челябинске.

- Сегодня существует понятие классического цирка?

- Он жил, жив и будет жить. Попов, Карандаш, Егинбаров. Посмотрите шоу "Планета обезьян" Бреда, программы акробатов Воробьевых, подкидные доски Черниевских, которые сейчас собираются на фестиваль в Монте-Карло… После четырех сальто над сеткой по-другому начинаешь относиться к человеческим возможностям вообще. А черные пантеры, леопарды и тигры в спектакле "В развалинах старого замка" Широкаловых!

- Только что прошедший Чеховский фестиваль показал, что цирковое искусство сегодня может быть разнообразно.

- Честно говоря, для меня лично сравнение Чеховского фестиваля с цирком оскорбительно. То, что привез он в этом году, - никакой не цирк, а так, каминная самодеятельность, домашние посиделки. Все эти игры с зонтиками… Мило, приятно, не более того. Все-таки существует некая граница профессионализма. Говорить о невидимом цирке в исполнении цыганских джигитов как об утонченной режиссуре? Да эти люди наняты с улицы, во Франции существует целая плеяда цыганских цирков, и они не утонченные, а просто плохо ездят на лошади. Но что поделаешь, любят у нас все иностранное…

- Я знаю присказку, что в цирк человек приходит три раза в жизни: ребенком, с детьми и с внуками.

- Беда в том, что с перестройкой цирк у нас стали воспринимать исключительно как искусство для детей. Мы с этим не согласны. Мы ведь задолго до всяких европейских деятелей поняли, что на манеже должны идти не дивертисментные программы, а полноценные спектакли для семейного просмотра, объединяющего все поколения зрителей. Я полагаю, как только модернизируем все цирки, обеспечим достойную оплату артистам и современное зрелище зрителям, нас оценит наконец даже продвинутая молодежь. А вообще любви к цирку все возрасты покорны. Для каждого поколения в нем найдется то, что зажжет душу.

Людмила Киселева

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе