Встал на колени перед королевой

Ветеран Великой Отечественной войны, один из создателей музея пожарного дела в Ярославле и первый его директор Даниил Иванович Хмелев написал цикл песен – творческих портретов эстрадных звезд 30 – 40-х годов прошлого века.

Как  Фадеев потрепал по плечу

Любовь к песне, музыке, искусству зародилась у Даниила Хмелева в драмкружке рыбинского Дворца культуры. У него сохранилась театральная афишка детского спектакля, где он играл одну из ролей. И в армии, куда Даниила призвали в 1943 году, он был одним из самых активных участников художественной самодеятельности. И хотя еще шла война, в боевых действиях ему не довелось участвовать. Он служил на флоте – сначала на канонерских лодках на Волге, затем в Каспийском море, на корабле, который моряки называли «большим охотником за подводными лодками».

В 1947 году в Баку приезжал Александр Фадеев. В то время в Бакинском Доме офицеров поставили спектакль «Молодая гвардия», где играл Даниил. Его­то и отправили на встречу с писателем.

– Я увидел в окружении людей белого как лунь Фадеева. Он был приветлив, весел, всем улыбался, – вспоминает Даниил Иванович. – Я представился ему, сказал, что играл Сергея Тюленина. Он по­отечески потрепал меня по плечу.

И в дальнейшем Даниил Иванович играл в спектаклях и даже сам ставил их, будучи зав­клубом в управлении пожарной охраны.

«Синий платочек» на ноги поднял весь зал

Еще одна, но «пламенная страсть» владела Хмелевым – увлечение песнями довоенной поры в исполнении Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко, Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Вертинского, Георгия Виноградова и многих других. Он собрал сотни виниловых дисков с голосами этих знаменитых певцов. Даже организовал в ДК «Строитель» культурный центр отечественной грампластинки и при нем джаз­оркестр. Вечера, которые устраивал Хмелев, были очень популярны, особенно у ярославцев старшего поколения. Тогда­то он и стал писать стихи, посвященные любимым певцам. А музыку к ним сочиняли известная ярославская пианистка и композитор Наталья Баюрова и композитор­любитель Владимир Темин.

Первую песню Хмелев посвятил Клавдии Шульженко, вспомнив, как она выступала в Ярославле в 1977 году: «В тот замечательный вечер шумно, под самый финал «Синий платочек» на ноги поднял весь зал». А совсем недавно появилось посвящение Марку Бернесу. Музыку к стихам написала Наталья Баюрова.

– Певец записал знаменитую песню «Журавли» 8 июля 1969 года, а 16 августа умер, – говорит Даниил Иванович. – И надо же, словно предчувствие оказались слова «и в том клину есть промежуток малый, быть может, это место для меня». В своей песне я отразил этот момент: «Глядя ввысь печальными глазами вслед летящей стае журавлей, он прощался с юностью далекой в час своих земных последних дней».

Самое удивительное то, что Даниилу Хмелеву посчастливилось встретиться с тремя легендарными женщинами, которых он воспел в своих стихах.

Славянка с персидскими глазами

Так назвал Александр Вертинский Аллу Баянову, впервые увидев ее в 30­е годы в парижском ночном баре. В артистической жизни этой яркой звезды были две незабываемые встречи: в Париже – с Александром Вертинским, в Бейруте – с Петром Лещенко. Родившись в Кишиневе, она волею судьбы оказалась за границей, когда Бессарабия отошла к Румынии. Страна Советов считала ее белой, Румыния – красной. А для людей она всегда была певицей, носящей дух той русской Атлантиды, которая навсегда ушла на дно в октябре 17­го. Всю свою сознательную жизнь Алла Баянова стремилась в Россию. И лишь в 1976 году впервые приехала в СССР с гастролями. А в 1989 году, получив советское гражданство, поселилась в Москве, в маленькой квартирке на Старом Арбате, которую ей подарил Горбачев.

Алла Баянова впервые выступила в Ярославле, когда ей было под 80. Через пять лет она снова приехала в наш город. И вновь пропела ярославской публике: «Так под песню цыганскую вольную будем пить и любить, и мечтать». Вот тогда­то, во время концерта, выйдя на сцену, Даниил Хмелев прочитал стихотворение, посвященное Баяновой, в котором отразил ее любовь к цыганским романсам: «Вольный дух цыганской песни – с бубенцами перезвон рядом с вами всюду вместе с незапамятных времен…». А в ответ были восторженные слова благодарности. И прямо на сцене перед ликующей публикой наполнялись бокалы шампанским.

Мадам аншлаг

Даниил Иванович впервые услышал голос Изабеллы Юрьевой в 14 лет. В парке на танцплощадке крутили «Сашу» – необычайно популярную в те годы песню. Эмоциональный голос богатого, неповторимого тембра, редкой музыкальности и сегодня является источником вдохновения для Хмелева. В стихотворении, посвященном Изабелле Юрьевой, Даниил Иванович выразил свое восхищение и преклонение перед «королевой патефона», «мадам аншлаг», «королевой романса», «белой цыганкой» – так называли знаменитую певицу в 30­е годы прошлого века. А Владимир Темин положил стихи на музыку. Получилась очень трогательная песня «Изабелла». Хмелев решил преподнести музыкальный подарок знаменитой певице, которой в тот год исполнялось 99 лет! Он стал искать номер ее домашнего телефона, что оказалось совсем не просто. Но все же нашел – в управлении культуры мэрии. Изабелла Даниловна, получив неожиданный звонок, отказалась от встречи, ссылаясь на нездоровье. Хмелев позвонил еще и еще раз. В конце концов женщина сдалась. И вот творческая группа приехала в Москву. Даниил Иванович сразу же позвонил Юрьевой. Та удивилась, заохала, дескать, не ожидала, не готова, не в форме. Но адрес дала.

– Нам открыла дверь маленькая старенькая женщина, – рассказывает Наталья Баюрова. – Даниил Иванович прямо на пороге преклонил перед ней колено, поцеловал руку. Изабелла Даниловна, в нарядном платье, с макияжем, была с нами очень любезна. Евгений Коршунов исполнил песню «Изабелла», и она с ним даже станцевала тур вальса. Была очень рада и признательна за внимание, которое мы ей оказали. А вот фотографироваться категорически отказалась. Но Жене удалось незаметно щелкнуть фотоаппаратом.

Через год после визита ярославцев Юрьева отмечала 100­летний юбилей, ставший настоящим триумфом. На сцену легендарную певицу вынес на руках Кобзон. Столетняя юбилярша выглядела фантастически: черное бархатное платье, норковая накидка на плечах, туфли на шпильках, бриллиантовые серьги. И она запела так, как сегодня уже никто не поет рвущие душу романсы: «Мне сегодня так больно, слезы взор мой туманят, эти слезы невольно я роняю в тиши…».

Через четыре месяца после юбилейного торжества Изабелла Юрьева умерла.

Артист поющих рук

«Знакомый силуэт шута и кардинала. Простой комедиант и князь аристократ. От модных оперетт до сцены кинозала артист поющих рук играть и петь бы рад» – строки из стихотворения, посвященного великому русскому шансонье, поэту, композитору и киноактеру Александру Вертинскому. Даниил Хмелев написал его к 110­летию артиста. Ему хотелось подарить стихотворение Лидии Владимировне Вертинской, вдове Александра Николаевича. Но как это сделать? Помог случай. Когда в 1999 году в Ярославль приезжала группа артистов театра им. Е.Вахтангова, а среди них Марианна Вертинская, старшая дочь Александра Николаевича, Даниил Иванович познакомился с ней, рассказал о своем желании, а через полгода получил приглашение на встречу с Лидией Вертинской.

К тому времени Владимир Темин написал песню на стихотворение Хмелева. И вот 21 марта, в день рождения Вертинского, группа ярославцев отправилась в Москву. Встреча состоялась в небольшом концертном зале старинного особняка. Ждали Вертинских довольно долго. Наконец подъехала машина, и из нее вышла стройная дама в элегантном черном костюме. Ярко­рыжие с проседью волосы прикрывала изящная норковая шапочка. Тонкие черты лица, мягкий взгляд зеленоватых глаз – эта некогда ослепительная красавица запомнилась в роли сказочной птицы Феникс в фильме «Садко», герцогини в «Дон Кихоте», Анидаг в «Королевстве кривых зеркал». Лидию Вертинскую сопровождала дочь Марианна. Анастасия в это время находилась на кладбище, на могиле отца.

На встрече Евгений Коршунов исполнил песню Хмелева о Вертинском. Затем Лидии Владимировне преподнесли буклет. Она с благодарностью приняла подарок от ярославцев. Когда ее попросили на сцену, засмущалась, говорила, что не привыкла к публичным выступлениям. Но все же рассказала о том, как познакомилась с Вертинским в Харбине, как стала его женой, несмотря на 34­-летнюю разницу в возрасте, как прожила с ним 15 счастливых лет, а после его кончины, оставшись вдовой в 34 года, никогда не помышляла снова выйти замуж.

Лидия Владимировна вспомнила, как однажды, когда они уже жили в Москве, их пригласил к себе скульптор Сергей Меркулов. Он работал тогда над памятником Достоевскому.

– Сергей Дмитриевич попросил Александра Николаевича попозировать, и тот согласился, – рассказала Лидия Владимировна. – Когда я смотрю на этот памятник, вижу Вертинского в выразительной фигуре писателя. Особенно похожи руки.

О, эти необыкновенные руки Вертинского! Точность их жестов была потрясающей. Он умел одним движением руки показать всего человека, его суть. Осколок Серебряного века, он носился по свету в потоке таких же обломков русской эмиграции. И всюду пел песни, полные тоски по России. В конце жизни Вертинский начал писать книгу воспоминаний, но закончить ее не успел. В 1957 году, находясь на гастролях в Ленинграде, он внезапно умер. Годы, прожитые в Советском Союзе после возвращения из эмиграции, остались неосвещенными в мемуарах. Но сохранились сотни писем, которые он писал жене, гастролируя по стране.

На встрече Лидия Вертинская рассказала, что вот уже целый год работает над книгой воспоминаний, которая будет основываться на письмах Александра Николаевича.

Книга Лидии Вертинской «Синяя птица любви» вышла в 2003 году.

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе