Викингом плыть нелегко

Когда несколько лет назад заведующий отделом культуры Первомайского района Анатолий Витальевич Бредников рассказывал о своих задумках по объявлению Кукобоя родиной Бабы Яги, я и не предполагала, каких грандиозных масштабов этот проект достигнет. Недавно Анатолий Витальевич и глава района Инна Ильинична Голядкина пригласили меня на презентацию нового проекта, и судя по тому, какие незабываемые ощущения я испытала, это начинание может пользоваться не меньшей популярностью, чем Баба Яга. 

УХТОМСКИЙ ВОЛОК 

Местные речки Ухтома и Согожа полноводностью не отличаются, но без улова рыбаки отсюда не возвращаются. А какие места здесь живописные, хоть картины пиши! Немало существует про речки легенд и сказаний. В былые времена находили рекам и практическое применение - здесь проходил торговый путь северных народов Руси, причем между верховьями рек проходил волок, по которому в старину тащили суда при переходе из одной реки в бассейн другой. Пользовались этим способом и древние викинги, которые занимались не только военными походами, но и торговлей. Повторить этот путь и решили в Первомайском районе в наши дни, но поскольку Ухтома и Согожа сильно обмелели за несколько столетий и заросли лесами, то беспрепятственно пройти на лодках по их руслу теперь возможно только при весеннем разливе. 

«НЫРОК» К ПОХОДУ ГОТОВ 

На торжественном открытии маршрута на мосту через реку Ухтому в селе Кукобой выяснилось, что число желающих прокатиться на резиновой лодке по мутной холодной воде значительно сократилось - кого-то прихватил остеохондроз, кто-то вместо лодки, непросушенной на зиму, развернул лишь обрывки сопревшей резины, у кого-то были неотложные дела на работе. На торжественное построение вышли лишь семейные команды Кудрявцевых, Власюков, Красавиных, Ворониных, Охапкиных. Шестую команду сколотили из главного спортсмена района Ивана Александровича Морщинина и меня, скромной труженицы пера, никогда и близко не подходившей к резиновому изделию «Нырок-2». Еще одна потенциальная команда Бредников-Голядкина распалась ввиду отъезда Инны Ильиничны по служебным делам в Ярославль, хотя на открытие маршрута она сделала 70-километровый крюк до Кукобоя и поздравила участников. Были зачитаны торжественные речи, Баба Яга провела с личным составом первые испытания на суше и угостила знаменитыми кукобойскими пирогами с чаем, глава района продемонстрировала стимул - резиновую двухместную лодку для победителя. Капитанам команд были вручены судовые журналы, в которых предстояло проставлять баллы за все 10 испытаний, предусмотренных программой. Команды накачали лодки, спустили их на воду, и сплав стартовал. Каждая команда состояла из капитана-мужчины и женщины-штурмана. У всех на вооружении были обычные двухместные рыбацкие резиновые лодки: у кого поновей, у кого похуже. Только Анатолий Витальевич красовался на четырехместной новенькой ласточке, на корме которой был установлен и мотор. 

ЧАЙНИКИ НА ВОДЕ 

То, что мой капитан, как и я, не умеет обращаться с данной ему кем-то старенькой рыбацкой лодкой, выяснилось еще на берегу. Заядлые рыбаки на ходу подсказали, как накачать лодку, причем кто-то из них посоветовал слегка недокачать. Мы последними спустили наше плавающее средство на воду, кое-как плюхнулись в него и чуть не ушли под воду. Видимо, Иван Александрович слишком буквально понял подсказку про технологию недокачивания либо это были происки конкурентов. Из лодки пришлось вылезать и накачивать ее как можно туже. Остальные участники уже бороздили просторы Ухтомы, а мы все никак не могли стартовать. Потом я кое-как устроилась на маленькой скамеечке впереди, подогнув, как курочка на жердочке, под себя ноги, потому что вытянуть их было некуда, а мой капитан сел сзади на две надувные подушки и налег на коротенькие весла. Впрочем, Ухтома сама несла нас вперед как бешеная и лодка крутилась в ее водовороте как щепка. Анатолий Витальевич с борта своей крутой субмарины давал нам практические советы, и мы на ходу осваивали науку судовождения. Видя наши страдания, он предлагал взять нас на буксир или вовсе перейти мне на его борт, но это означало бы сойти с дистанции, а мы твердо решили пройти все испытания и вырвать призовую лодку из рук соперников. Вскоре Анатолий Витальевич исчез из поля видимости, и мы мужественно продолжили освоение пути викингов самостоятельно. Ввиду экстремальности ситуации я предложила Ивану Александровичу перейти на «ты», а на брудершафт выпить потом. «Хорошо, Людмила Валентиновна, давайте перейдем», - согласился капитан. 

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ 

Кое-где течение было не столь стремительным, и мы даже успели рассмотреть окружающие нас места. Ярко светило солнце, небо было голубое-голубое, а в лесу радостно пели птички. Один берег реки был крутой, обрывистый, и прямо над нашими головами нависали огромные корни вековых сосен и елей, а другой берег был более пологим, но заросший густым кустарником. Стволы деревьев и кусты были обмотаны половодьем сухой травой, и по этим отметкам можно было определить, что еще совсем недавно Ухтома была метра на два выше, чем в день нашего сплава. Несколько раз нам встретились запруды бобров, то тут, то там вспархивали потревоженные птицы, курлыкали журавли. Причалить где-либо лодке не было никакой возможности, и волей-неволей приходилось продолжать свой путь. 

Видя, что Ивану нелегко управляться с веслами, я решила проявить чувство локтя, взяла одно весло и гребла с правой стороны, а Иван - с левой. Лодку несло и крутило, она врезалась то в левый глинистый берег, то со всей дури бороздила собой кусты, и мы с замиранием сердца ощупывали дно, не пропоролось ли оно ветками. Утонуть мы, конечно, не утонули бы благодаря спасательным жилетам, но перспектива искупаться в ледяной воде тоже не радовала. Постепенно мы интуитивно научились плыть носом, то есть мной вперед, и вода в лодку уже не заплескивалась. Одежда была мокрая насквозь, и не помешали бы памперсы, но слепящее солнце не давало замерзнуть, хотя нос уже был заложен. Постепенно чувство восторга сменилось чувством усталости, но вокруг были только берега и никакого намека хоть на какую-то цивилизацию. 

УХ, ТОМА! 

Вдруг прямо по курсу нарисовался контур какой-то старинной пожарной башни. «Земля!» - заорали мы в два голоса и налегли на весла, каждый на свое. Однако вскоре вышка оказалась где-то справа, потом где-то слева и, как мираж в пустыне, манила нас своим почерневшим остовом. То тут, то там периодически выглядывали какие-то старые избы, и мы поняли, что речка кружит нас вокруг какой-то деревни. «Неужели викинги были такие дураки и таскали свои суда по этой речке кругами?» - невольно подумала я. Но вскоре Ухтома выпрямилась, течение ее стало спокойнее, из-за встречного ветра и вовсе неощутимое, мы развернули лодку, и Иван один налег на весла. Вскоре увидели впереди мост, откуда нам махали руками остальные участники сплава, мы причалили и узнали, что проплыли и всего-то 8 километров. Оказалось, что лодку в пути нужно было подкачивать и плыть было бы гораздо легче, но кто бы сказал нам об этом до того как. 

СЛАБАКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО 

Все остальные участники были полны сил и преисполнены волей к победе, а меня вдруг начали терзать смутные сомнения. «Иван, а тебе очень нужна эта лодка?» - спросила я вкрадчиво. «Да нет, я ведь не рыбак», - задумчиво ответил он и, похоже, думал о том же. В конце концов я набралась храбрости и предложила увеличить шансы остальных на победу, с чем Иван с радостью согласился, и мы объявили о выходе нашей команды из соревнований. Я уехала домой в Ярославль, где после короткого отдыха пожалела о своей капитуляции, а Иван остался поддержать компанию. Некоторые команды, как и мы, сошли с дистанции в дальнейшем, и только самые выносливые продолжили сплав. Присоединилась к экологическим туристам и Инна Ильинична Голядкина. Общая протяженность маршрута на всех трех этапах составила 46 километров: 40 из них - по Ухтоме и 6 - по Согоже. В тех населенных пунктах, где причаливали новоявленные викинги, их встречали хлебом-солью местные артисты - Анатолий Витальевич Бредников - мастер по организации подобных шоу, хозяйки угощали пирогами, парным молоком, да и сами сплавщики, в основном рыбаки, не растерялись и приготовили знатную уху. На концерт и презентацию проекта во Всехсвятском не только пришли местные жители, но и приехали из соседних деревень и даже Пречистого. Завершился сплав в деревне Кладово на границе с Пошехонским районом. Победителем по сумме набранных очков стали Петр Петрович и Лидия Петровна Власюки. 

Одним словом, первый блин по освоению тропы викингов получился далеко не комом, и районное руководство планирует всерьез заняться и этим туристическим проектом. Уже сейчас поступают десятки звонков от желающих участвовать в сплавах, прослышавших о новой фишке первомайцев. Работа предстоит немалая: необходимо закупить лодки, прочий спортивный и рыбацкий инвентарь, оборудовать места стоянок и ночлегов, обеспечить безопасность маршрута. Как и в случае с Бабой Ягой, это сулит неплохую прибыль для района, новые рабочие места для сельского населения. 

Людмила УРБ

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе