«В поиске нового языка искусство сильно опережает развитие общества»

Иван Демидов — о том, каких творческих деятелей будет поддерживать возглавляемый им Фонд развития современного искусства.
В Минюсте зарегистрирован Фонд развития современного искусства, инициатива создания которого поддержана в Кремле. 
/ИЗВЕСТИЯ


Организация, которую возглавил Иван Демидов, будет существовать на частные пожертвования и займется выстраиванием коммуникаций в сфере современного искусства.

В попечительский совет и президиум вошли худрук Театра наций Евгений Миронов, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, балерина Светлана Захарова, писатель Сергей Минаев, кинорежиссеры Тимур Бекмамбетов и Джаник Файзиев, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, галерист Василий Церетели, директор Музея современной истории России Ирина Великанова и другие популярные деятели культуры и искусства.

Корреспондент «Известий» Анастасия Рогова поговорила с Иваном Демидовым о целях фонда и современном русском искусстве.

— Современное искусство — понятие многоуровневое. Вы планируете охватить своей поддержкой все направления от литературы до архитектуры или только самые востребованные — например, кино и театр?

— Будем работать по всем направлениям, какие только возможны: об этом можно судить и по составу нашего попечительского совета и президиума, в который входят писатели, кинорежиссеры, директора музеев и другие уважаемые деятели искусства. 

— И каким образом они будут определять, какие проекты стоит поддерживать, а какие нет?

— Каждый из членов президиума состоялся в своей профессии, поэтому может выступать экспертом. Тот же Евгений Миронов уже 10 лет проводит блестящий театральный фестиваль «Территория», который сейчас слился с Московской биеннале современного искусства. Мы открыты для самых разных предложений, нам важно всё новое и интересное, а не поддержка узкого круга каких-то представителей современного искусства.

— Фонд будет поддерживать именно независимые проекты, которые не попадают под регламент того же Министерства культуры?

— А я не понимаю, что подразумевается под независимыми проектами. Конечно, если брать в пример киноиндустрию, есть такие государственные организации, как Фонд кино и Минкульт, которые оказывают поддержку согласно своим требованиям. Мы же — полностью общественная организация, и у нас больше возможностей для поиска и поддержки новых, альтернативных и, прежде всего, интересных проектов.

— Вот мы с вами всё говорим про современное искусство, а сегодня насчет него очень много споров ведется — что вообще можно считать искусством, а что нет. Что конкретно вы и фонд подразумевает под этим понятием?

— Действительно, споров идет много. Мы под современным искусством подразумеваем поиски новых форм. Всем темам в искусстве уже много тысяч лет — людей сегодня волнуют те же вещи, что и в древности. Важно, нахождение нового языка, которым сегодня можно говорить об этих темах.

— Если говорить о проблемах, то, на ваш взгляд, какие надо решать прежде всего?

— Проблема одна — в своем поиске нового языка искусство сильно опережает развитие общества в целом. Но это было всегда и во всех странах.  Еще Владимир Маяковский давал пощечину общественному вкусу. Сегодня главная задача — направить диалог между современным искусством и обществом в конструктивное русло. Не хотелось бы лишних противостояний с общественным мнением, которые, по большому счету, и самим художникам не нужны.

— Но кому-то как раз и нужны провокации и громкая реакция. Можно вспомнить перформансы групп «Война» или Pussy Riot…

— Я так скажу: мы свободные люди и живем в свободной стране, а потому сегодня называть себя представителем современного искусства волен кто угодно, так как рамки его сильно размыты и определить, что является актом искусства, а что нет, довольно сложно. Мне лично кажется, что для этого и нужны эксперты, которые бы разбирались в подобных случаях. Насколько я знаю, немногие истинные деятели современного искусства считают подобных «художников» своими коллегами. Повторюсь: вольно считать себя непонятым художником и непризнанным гением. В результате целая цепочка подобных инцидентов и создала понятию «современное искусство» неоднозначную репутацию. И эта репутация — тоже предмет заботы нашего фонда. То есть я не считаю, что она совсем уж рухнула, но отношение к ней сейчас настороженное. Нужно смотреть в другую сторону и напомнить, что многое из того, что нас окружает, — от дизайна гаджетов до новых урбанистических форм — тоже проявление современного искусства. 

— Каким образом будет выстраиваться обратная связь: вы будете искать тех, кому нужна поддержка или за ней деятелям искусства надо самим обращаться в ваш фонд?

— И мы будем искать, и к нам можно обращаться. Мы уже за время подготовки фонда много общались с самыми разными представителями современного искусства, и мне приятно, что практически все поддерживают и одобряют наше начинание. Сейчас не так много площадок для открытого диалога, и я надеюсь, что площадка нашего фонда будет спокойной, актуальной и разговорной. А так схема обычная — как у всех. Сейчас мы как раз формируем первый план поддержки проектов.

— А вы тоже будете курировать какое-то конкретное направление?

— Я прежде всего организатор и управленец в культуре, поэтому содержательную часть я оставлю своим уважаемым коллегам, а сам буду возглавлять работу фонда. Стоит задача обобщить всё, что происходит в стране с современным искусством: что поддерживает государство, что вообще существует, чего не хватает…
Автор
Анастасия Рогова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе