Урок Золотухина

Площадь перекрывать не пришлось. Все желающие могли отстоять очередь вдоль театральных стен и пройти в «Таганку», чтобы поклониться и положить свой букет в общую поминальную гору цветов. Желающих было много.

В очереди к гробу – люди самых разных возрастов и социальных слоев. И что характерно – обеспеченные граждане смиренно стояли в общей очереди, не протискиваясь в обход простолюдинов. Все несли свой поклон всенародно, чувствуя масштаб личности и остроту утраты.

Валерий Сергеевич Золотухин – русский народный мужик и одновременно – человек эпохи Возрождения. Безусловно, гениальный актер и, безусловно, самобытный писатель. Сермяжный народный вокал. Глубокая внутренняя философия. И – четкое, осмысленное осознание своего Креста. Своего Служения. По крайней мере, после кризиса 68-го года, когда запретили фильм «Интервенция» и спектакль «Живой», Золотухин стал таким, каким его узнала и полюбила вся огромная страна. Цельным.

Удивительна его стойкость и выносливость к переменам и потрясениям, которыми изобиловало наше время. Сохранение внутреннего стержня, внутренних смыслов среди бурь и истерик отличало и выделяло Золотухина.

Как соблазнительно было встать со всеми коллегами-смельчаками в конце 80-х, бунтануть против режиссера-деспота! Не присоединился.

Как прибыльно было написать обличающий «совок» и «тиранию» бестселлер и поехать колесить по «свободному миру» с лекциями и интервью! Или записать альбом блатного шансона и чесать по провинции! Не захотел.

Устоял. Играл. Снимался. Ушедших от Любимова не осуждал, но сам остался с режиссером, как с командиром, в самые тяжелые месяцы. И два года назад возглавил театр, наверное, только для того, чтобы сохранить для очередного возвращения отца-основателя.

Снимавшихся в ерунде не хаял, но сам от многих заманчивых предложений отказывался. Соблюдал себя. Честь свою – не только актерскую, но и человеческую.

От отца, разрушившего в родном селе Быстрый Исток церковь, не отрекался, но 20 лет жизни потратил на ее восстановление. Путь закончен. Вернее – почти закончен. Осталось упокоиться в ограде восстановленного храма.

Не знаю, как для вас, а для меня это – символ. Символ русского выхода из смуты внешней и внутренней. С ясным лицом и честной душой. А всего-то надо – удержаться от соблазнов, коими мир сей грешный полнится. Слушать Бога в душе, которого некоторые называют совестью. Не метаться и не искать, где лучше, а познавать – где ты нужен и зачем.

Низкий поклон Вам, Валерий Сергеевич, за урок длиною в жизнь!

Сергей Крайнев

Делатель культуры. Режиссер, сценарист. Иногда - актер. Горжусь документальным циклом "Горячие точки холодной войны" -- 20 фильмов (2001-2005, режиссер). Из последних работ -- "ПираМММида" (сценарист), антилиберальный спектакль "Больше-Меньше" (импресарио).

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе