Унтер-офицер, бандит, корреспондент

Из него мог бы выйти прекрасный офицер, но так уж сложилось, что актер Михаил Асанкин военных играет только в кино. Майор Пугачев в фильме «Вторые», сотрудник военкомата в «Хироманте», унтер-офицер в «Котовском» - список можно продолжать бесконечно. А были еще опера (с ударением на последний слог), бандиты - 12 ролей.

Отец Михаила служил на Черноморском флоте и мечтал видеть единственного сына моряком. Тот и поступил в Мурманское мореходное училище. А через год написал рапорт об отчислении. Тоска по дому заела, да и точные науки ему, гуманитарию, давались с трудом. Потом была служба в космических войсках, на знаменитом Плесецком космодроме. Именно тогда, запуская военные спутники на орбиту, он всерьез задумался об актерской карьере. Вернувшись в Ярославль, Асанкин устроился в Волковский театр машинистом сцены. Тогда же состоялся его дебют. В легендарном спектакле «Царская охота» с Феликсом Раздьяконовым в главной роли он сыграл петровского солдата. Потом начал брать приступом столичные вузы. Щепкинское и Щукинское училища, а позже МХАТ. Да, видно, не судьба. И вот, наконец, Михаил предстал перед экзаменационной комиссией Ярославского театрального института. Читал что-то из военной лирики и пел бернесовские «Шаланды, полные кефали».

- Помню, еще тогда Беатриса Окулова шепнула на ушко Сергею Тихонову: «По-моему, он фальшивит», - улыбается Михаил. Но на сей раз ему повезло. Учился Михаил с упоением. На третьем курсе появились первые роли, в основном возрастные: Мамаев в спектакле по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», казак Евтух в «Панночке» Гоголя. На выпуске один из профессоров Щукинского училища не сдержался и произнес что-то вроде: «Желаю вам наконец-то сыграть своего современника». В ТЮЗе, куда Асанкин пришел после института, он был нарасхват. В один из сезонов даже был признан одним из самых играющих актеров труппы. Но тут наступили лихие 90-е, людям стало не до театра. И чтобы прокормить семью, Михаил решился на службу по контракту. Сгоряча хотел поехать в Чечню, но от рискового поступка его отговорил военком. Так, вместо Грозного Асанкин попал в отдельный батальон авиации сухопутных войск, базировавшийся под Ярославлем.

Отвечал за содержание, хранение и сопровождение самолетов-беспилотников. Полтора года пролетели незаметно, да и платили исправно. Командир части лично выезжал в штаб ВВС и выбивал своим подчиненным зарплату. В театр Михаил после этого так и не вернулся. Устроился на радио «Мелодия». Освоил все должности: был и корреспондентом, и ведущим, и редактором, и главным редактором. Довольно часто в гостях бывали звезды. Замечательным собеседником оказался Армен Джигарханян, довольно простыми в общении были Дмитрий Нагиев, Ирина Муравь­ева, Лариса Долина. После того как радио закрылось, Михаил Асанкин устроился преподавать в театральный институт, что и делает до сих пор.

А вот своих детей Михаил актерами видеть не хочет - слишком тяжелый это хлеб. Старший сын Даня и сам к этой профессии не стремится. Недавно поступил в московский университет на факультет русской филологии и культуры, а вот у дочки, семиклассницы Машеньки, все задатки. Вся в маму, актрису Волковского театра Наталью Асанкину. Наталья и Михаил часто вместе выходили на сцену. Но вот сыграть пылких влюбленных им, увы, не довелось.

- То она играла бабку, то я старика, - хохочет Михаил.

А первой его ролью в кино стал офицер царской армии в фильме Карена Шахназарова «Бесконечность». Он вполне оправдывал свое название, потому что снимали его бесконечно долго. Что же касается случаев на съемках, их было много - и смешных, и не очень. Взять хотя бы  «Земского доктора» с Ольгой Будиной в главной роли, где Михаил играл пациента, бывшего зека.

- В сценарии было написано, что я на приеме начинаю грубить докторше. А на деле режиссер Мирослав Малич захотел, чтобы я чуть ли не изнасиловал ее в кабинете. Кажется, и сама Будина была не готова, что режиссер засунет мою правую руку ей под юбку. И вот, лежа на кушетке, я пытаюсь привлечь к себе хрупкую Ольгу, и она с размаху бьет меня по лицу. Причем камера стоит у нее за спиной, и она постоянно промахивается. Тогда я ей и говорю: мол, давай бей по-настоящему. И она начинает лупить от души. В итоге все лицо в синяках, пришлось грим накладывать.

Или вот фильм «Слепой-2». Я играю сотрудника УГРО, который гонится за главным героем, уходящим от погони на мотоцикле. И вот мы садимся в легковушку -  каскадер за рулем, я рядом - и летим на скорости 200 километров в час по проспекту Ленина, лавируя между машинами. Движение в это время не останавливали. Как потом выяснилось, это был трюковой эпизод, для которого нужно согласие актера, и, само собой, оплачивается он выше. Дело закончилось тем, что на мое место посадили другого каскадера. А самой любопытной

ролью стала роль ведущего в документальном фильме «Ярославль. Тайна тысячелетия». Я потом шутил, что сыграл Парфенова. Если серьезно, после этого фильма много нового для себя открыл. Например, то, что в Ярославле томилась в заточении Марина Мнишек, доживал свои дни всесильный Бирон, начинал царствовать Михаил Романов. Еще для меня стал настоящим шоком размер сценария - 90 печатных листов! И все это нужно было осмыслить.

На корпоративах, где Михаил часто выступает в роли ведущего, всякие казусы тоже не приветствуются. Поскольку у него официальный стиль ведения, его часто приглашают силовые структуры - УВД, МЧС. От армии осталось и увлечение спортивной стрельбой. В свое время в батальоне он был лучшим стрелком. Да и сейчас из трех выстрелов в тридцатку попадает. Сейчас Михаил снимается в социально-политической киноленте московского андерграундного режиссера Светланы Басковой. Называется она «За Маркса». Это фестивальное кино, и на широкие экраны оно вряд ли выйдет. Время действия - 90-е годы. Асанкин играет руководителя крупного предприятия, которого зверски убивают рабочие.

Золотое кольцо

фото с сайта

http://ruskino.ru/mov/558

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе