«У новой интеллигенции сбалансировано "думание" и "делание"»

Лидер движения «Мусора больше нет» Денис Старк о том, чем опасна ментальная мастурбация


«МН» побеседовали с героем новой интеллигенции Денисом Старком. В 2003 году он основал экологическое движение «Мусора больше нет», которое сегодня работает в почти сотне городов России и в пяти странах СНГ. Денис Старк верит в теорию «малых дел» и в то, что они могут изменить большую страну.



– Мы разговариваем по скайпу, вы в Голландии. Чем вы там занимаетесь?

– Я работаю консультантом по платежным банковским технологиям. Это моя профессиональная деятельность. Компания международная, поэтому я работал с заказчиками в Таиланде, Индонезии, на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Израиле, Португалии… Стран 25 объездил точно. Это очень расширяет мировоззрение, вот за это я благодарен своей работе. Она дает возможность не по-туристически прикоснуться к культуре страны, реально взаимодействовать с людьми: работать, конфликты решать, разговаривать, понимать, чем они дышат и живут. Клиент, которым я занимаюсь сейчас, – голландская компания. Поэтому временно живу здесь.

– «МН» причислили вас к новой интеллигенции. Как вам такое определение?

– Я читал ваш «манифест», так что я в курсе этого вектора в «Московских новостях». Мне он очень нравится. Здорово, что эту прослойку людей сейчас заметили и поднимают информационную волну вокруг них и вокруг их проектов.

Что касается самого термина: уж предложили, значит предложили. Как назвать – так и приживется. Хотя в начале у меня было некоторое сомнение. Есть какая-то слабина в слове «интеллигент». Первая ассоциация, которая возникает, что интеллигент – это человек с перекосом «в ментальность». А люди, которых вы обозначили как новую интеллигенцию – они, конечно, интеллектуально развиты, но не замыкаются в интеллектуальности ради интеллектуальности.

Есть люди, которые делают, делают и делают, но все бездумно. А есть те, кто все думает и думает, но ничего не делает и ни в какие действия эти думы не превращает. В новой интеллигенции, как я себе ее представляю, очень сбалансировано «думание» и «делание».

– У вас был момент, когда вы перешли от «думания» к «деланию». Или, может, «делание» было всегда?

– Не всегда. Сам «переход» происходил постепенно, но началось все с тренингов личностного роста, на которые я однажды пошел. После них я заметил за собой, что я только думаю-думаю: тем недоволен и этим, и вообще знаю, как все это улучшить, но при этом сам ничего не делаю. Не знаю, можно ли это в интервью включать, но на тренинге подобное поведение называлось «ММ» – «ментальная мастурбация», когда мысль гоняется из одного полушария в другое, фрикции происходят, а результата никакого нет. Я в себе это заметил, и после этого сказал: «Денис, уже начинай что-то делать».

– И что начали?

– Я дал себе обещание, что каждый день в течение года буду поднимать мусор на улице и выкидывать его в урну. Это небольшое упражнение достаточно сильно впоследствии трансформировало мое сознание и поведение. Если ты делаешь что-то каждый день в течение года, то вскрываются все твои внутренние разговоры. Например, почему этого делать не нужно. Приходишь домой, ложишься спать, уже разделся, и вдруг вспомнил, что ты сегодня бумажку-то не поднял. Уже поздно и хочется спать. В этот момент и появляются те самые разговоры, почему этого не стоит делать, почему это нужно бросить, что это вообще за чушь такая. Но ты все равно встаешь, выходишь на улицу, находишь сигаретную пачку и кидаешь в урну. Таким образом, ты становишься хозяином своих мыслей и хозяином своих действий, именно преодолевая свое нежелание.

За этот год я вскрыл все причины, по которым я лично не хочу убирать мусор. И я нашел в себе все те мотивации, поводы, причины, по которым я должен это делать. Уже позже, когда стал организовывать общественные акции по уборке мусора, мне было достаточно просто общаться с людьми и убеждать их принять участие, потому что все те аргументы «против», которые они мне приводили, я слышал в своей голове целый год и знал, что на них нужно ответить.

– Мы плавно перешли к теме появления общественного движения «Мусора больше нет», которое ты основал. Как это произошло?

– Началось все с собственного двора. Я стал каждую субботу выходить и собирать мусор рядом с домом. Сначала пытался какие-то объявления на парадные расклеивать: давайте убираться вместе. Никто не откликнулся. Я на объявления «забил» и просто ходил каждую субботу убирать мусор в одиночку.

Через несколько месяцев после того, как я начал прибираться, количество мусора во дворе вдруг стало уменьшаться. У меня аналитический склад ума, я исследователь. Поэтому я попытался понять, в чем дело.

С точки зрения здравого смысла как должно быть? Я прибрался, и после этого каждый день количество мусора должно немножко увеличиваться. По факту же количество мусора после уборки резко увеличивалось до обычного состояния, а потом не росло. И я понял важную вещь: существует некоторое состояние нормы. И общество каким-то своим внутренним подсознанием его поддерживает. Если я убрал мусор, я нарушил норму. Общество тут же пытается ее воссоздать, так как ему внутренне некомфортно жить в чистоте.

Месяца через два-три после начала моих приборок состояние нормы в нашем дворе изменилось. С каждой неделей мусора становилось все меньше. «Планка» стала опускаться. И если в первые две недели я убирал по два больших 120-литровых мешка мусора, то потом не набиралось и половины маленького пакетика. Еще позже я стал убирать не раз в неделю, а раз в две недели. И это все равно была половина пакета.

Потом я переехал из этого двора. И когда спустя два года снова туда вернулся, там была пострижена травка на газонах, разбиты клумбы, везде цветочки. И чисто.

Вывод я сделал такой: люди способны привыкать к новой норме и устойчиво ее поддерживать, даже этого не осознавая. Меня это очень вдохновило.

Обычно мы замечаем, что культура формирует окружающую действительность. Если человек культурный – он не бросает мусор. Если человек некультурный – он бросает мусор. «Стрелочка» от культуры к внешней среде – очевидна. Но не все понимают, что есть и обратная «стрелочка», когда окружающая среда своим состоянием формирует определенную культуру. Именно это и было для меня открытием. Уже потом я узнал, что на эту тему написаны научные работы. Я же дошел до этой мысли через собственную деятельность, а не через книжки.

Тогда я подумал: если это сработало в масштабах двора, может получиться и в масштабах страны. Просто в масштабах двора на это ушло полгода и усилия одного человека, а в масштабах страны уйдет больше времени и нужно большее количество людей. А принцип тот же самый.

Я стал об этом писать в интернете, завел почтовую рассылку. Потом организовал первую общественную акцию по сбору мусора. На нее позвал всех своих друзей и знакомых. Обзвонил  человек сорок. Из них восемь на мой призыв откликнулись. Мы решили прибрать берег озера, на котором любили отдыхать. У нас не было еще понимания, как это организовать, что именно делать. Я просто за свои деньги заказал самосвал, чтобы вывезти мусор, и мы поехали.

Там, на озере, произошла еще одна ситуация, которая вдохновила меня на дальнейшую деятельность. Человек десять отдыхающих почти сразу же присоединились к нам восьмерым. Было ощущение, что они только и ждали, чтобы кто-нибудь им это предложил.

– Вдохновившись, вы и решили создать движение?

– Не совсем так. Я нашел группу «Мусора больше нет»  на сайте «В Контакте». Ее создали до меня. Когда я к ней присоединился, она уже существовала какое-то время, и в ней состояло человек 150. До меня там люди в основном говорили о том, как же грязно на природе, какие же все люди свиньи и так далее. А я как раз к этому моменту начал акции проводить и привнес в эту группу деятельную составляющую. Правда, когда в группе прекратились разговоры про то, что все вокруг уроды, многие к ней потеряли интерес. Зато остались те, кто готов был реально менять ситуацию. Сейчас у нас в группе около 8500 человек. Это достаточно большая сетевая организация. То есть нет руководства, нет общих планов, бюджетов, никто никому ничего не оплачивает, никто никому ничего не заказывает. Каждый делает то, что считает нужным и ценным для себя. Кто-то акции устраивает, кто-то круглые столы проводит, кто-то экокорпоративы для бизнеса, кто-то с школьниками занимается…

Чем я больше всего горжусь в «Мусора больше нет», так это той культурой, которая в нашем сообществе существует. Нет конфликтов, нет пустых споров, нет обвинений окружающих. В общем, такая позитивная, чистая культура. Недоволен чем-то – делай. Если не можешь делать, тогда держи свое недовольство при себе. Оно ничего не значит. Не надо впустую сотрясать воздух. Короче, не надо красивых слов, лучше сделай маленькое красивое дело.

Досье

Денис Старк окончил в Питере факультет технической кибернетики. В 2003 году основал движение «Мусора больше нет». Денис Старк и его товарищи по движению за восемь лет организовали и провели свыше сотни акций-уборок. Был даже автопробег по российским городам, где активисты прибирались и читали лекции о том, как жить в чистоте. На очереди — проект всероссийской уборки «Сделаем!».


С момента публикации первой десятки «новых интеллигентов», Денис Старк стал постоянным автором «МН».

Ростислав Вылегжанин


Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе