Тех, кому не понравилась церемония награждения «Инновациии», отправили в Лос-Анджелес

Космически она прошла в планетарии.
Уже сутки художественное сообщество отходит от «Инновации», церемонии вручения премии в области современного искусства. 

Это был полный улет! Устроили его в Московском планетарии. Что мы засвидетельствовали — антицеремонию, перформанс или просто космос, — горячие споры ведутся до сих пор.

Ждали ли церемонию? — не то слово. Многие жаждали посмотреть, что вытворит с ней новое руководство — команда государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в лице Екатерины Кибовской. В планетарий съезжается почти все арт-сообщество: от Ольги Свибловой (так и не получит приз за выставку «Русский космос» в МАММ) и Зураба Церетели до Андрея Малахова, продержавшего весь вечер руку жены, Натальи Шкулевой. Не было только Зельфиры Трегуловой (сорвалась в важную командировку) и многих журналистов, которых не позвали из-за ограниченного количества мест (10 из 356 достались прессе), после чего в Фейсбуке разгорелся жуткий скандал.

Награждение «Инновацией» — тот редкий случай для арт-мира, когда вся его женская половина отрывается от земли — на каблуках. Отличилась только молодая, но уже прогремевшая по миру художница Таус Махачева, которая не изменяет стильным кроссовкам. Она удивится, увидев на сцене Большого звездного зала людей в цветастых масках из бусинок, трубочек для коктейля и формочек для выпекания кексов... Это дело рук художника Дмитрия Шабалина. Полчаса наряженные им перформеры просидят не шелохнувшись, а потом начнут раздавать победителям статуэтки.

Запускает церемонию Иосиф Бродский, 77-летие со дня рождения которого отметили 24 мая. В кромешном мраке бьет наотмашь его голос, произносящий стихотворение «Что касается звезд, то они всегда...» (организаторы чудом нашли запись). Приветствие поэта из далеких созвездий и туманностей смолкает, и по куполу зала начинают тробоскопить лучи. Зрители опускают головы на спинки кресел и вглядываются в презентацию номинированных проектов, мастерски воспроизведенных с помощью полнокупольной графики.


Фото предоставлено пресс-службой премии.


— Для этого пришлось распределить изображения по 12 проекторам, — объясняет автор сценария, режиссер-постановщик церемонии Андрей Савельев, известный по проектированию шоу «Вечерний Ургант». — Мы во всем прибегли к инновации, даже в награждении победителей каждой номинации. Их со сцены выбивает лучом рука робота...

Итак, художником года абсолютно заслуженно становится, как и предполагал «МК» в прошлом номере, удивительный мастер Леонид Тишков со своей потрясающей выставкой-спектаклем «Взгляни на дом свой». Слово никому не предоставляют, поэтому после официальной части, пропустив коктейль, расслабленный и счастливый Тишков признается мне: «Ощущения самые звездные! Один из персонажей моей выставки, луна, пришлась здесь ко двору. Но я бы не справился без актеров, режиссера и команды нижегородского «Арсенала», где прошел проект».

Надо сказать, победу в этой номинации еще пророчили Ирине Наховой за ее «Взгляд», проникнувший в ГМИИ им. Пушкина. Когда объявили Тишкова, Нахова не только не удивилась, но и не расстроилась: «Результат ни на что не влияет и ничего не прибавляет. Премия — государственная, а у нас поддерживают искусство, которое понятно народу». С одной стороны, с этим не поспоришь, а с другой — здесь же называют проектом года Новое пространство Театра Наций, скрещивающее порой непростые даже для специалистов произведения музыки, театра и изобразительных видов искусства.


Фото предоставлено пресс-службой премии.


— Нам один год, — восклицает куратор пространства Вера Мартынов. – Даже сезон не пережили, а уже попали в один ряд с флагманами музейного дела: Эрмитажем, Гаражом, МАММ и ММОМА. Мы оправдаем оказанное доверие, вот увидите!

Многие были уверены, что статуэтку за победу в этой номинации куратор выставки Яна Фабра в Эрмитаже Дмитрий Озерков увезет в Питер. Он сам, кажется, в это верил и раздавал журналистам комментарии до церемонии. И это понятно, ведь именно о Фабре самые взыскательные профессионалы отзывались как о самом животрепещущем проекте года, потрясшем кого только можно.

— Я чувствовал, прежде всего, гордость от того, что наш проект кто-то из экспертов вынес на обсуждение и включил в шорт-лист из пяти номинантов, — произнесет Озерков для печати. — Это лишний раз демонстрирует, что проект был замечен и оценён не только многосоттысячной публикой, но и специалистами-профессионалами. Сверх всего я уважаю мнение профессионального жюри, в состав которого сам неоднократно входил.

А судьи кто? В членах жюри этого года люди с безупречной репутацией: директор ГМИИ Марина Лошак, директор фонда V-A-C Тереза Мавика, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, куратор фонда Франсуа Пино Каролин Буржуа, зам.руководителя столичного департамента культуры Владимир Филиппов. Сам Александр Кибовский по понятным причинам не вмешался в дело, курируемое сестрой.

Среди победителей остальных номинаций расклад такой: «Новая генерация» — Кирилл Глущенко с проектом «Прекрасен облик наших будней»; «Куратор года» — Александр Буренков за выставку «Плановое устаревание» в одном из столичных фитнес-центров; «Книга года: теория и история современного искусства» — Андрей Кузькин с изданием к своей выставке «Право на жизнь» в ММОМА; «Образовательный проект» — инклюзивная программа «Музыка для всех», которую Анастасия Толстая устроила в питерской библиотеке для слепых и слабовидящих; «Региональный проект» — исследование «Море возможностей», проведенное Владимиром Бересневым и Мариной Пугиной в Пермской художественной галерее.


Фото предоставлено пресс-службой премии.


За поддержку современного искусства наградили основателей «Винзавода» Софью и Романа Троценко, которые после этого забыли, что их «Философский клуб» не выбрали лучшим образовательным проектом. Специальный приз в номинации «Новая генерация» нашел Елену Скрипкину за визуально-звуковую импровизацию «Квартет на конец времени» в рамках проекта «Взлет» на ВДНХ. Его организаторы отшутились, что их проект отметили, потому что «на него когда-то обратил внимание Иосиф Бакштейн; а вот если бы он займется им, то «Инновация» в следующем году нам обеспечена». Иосиф Маркович улыбнулся, но ничего не ответил.


Фото предоставлено пресс-службой премии.


Вопросов выбор лауреатов, как обычно, вызвал достаточно. И только одна победа была абсолютно неоспоримой. На куполе оживают картины Виктора Пивоварова, а его самого награждают «За вклад в развитие современного искусства России». (Не цитируем художника, так как накануне награждения он дал «МК» эксклюзивное интервью, опубликуют которое в одном из ближайших номеров.) Директора ГМИИ и «Гаража» Марина Лошак и Антон Белов, у которых в прошлом году развернулись выставки мэтра, подскакивают от радости с мест, а за ними уже весь зал — под мощную арию из оперы «Дон Жуан», взятую из альбома Теодора Курентзиса и его оркестра.


Фото предоставлено пресс-службой премии.


– Некоторые назвали вечер безэмоциональным, потому что награжденным не дали слово, — заявляет Савельев. — Простите, это вам не «Оскар». Если хочется традиционной церемонии награждения — поезжайте в Лос-Анджелес. Мы и не собирались всем понравиться. Наш проект должен быть раздражителем, и он стал им. Почти все, поливаемые дождем из звезд, танцевали в конце под музыку Daft Punk. Это не эмоционально?!

Равнодушных не осталось. А все, потому что обновленная «Инновация» пошла по принципу разрыва шаблона. Так держать, господа! Новых горизонтов!

Автор
Ксения Коробейникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе