Что ж, граждане, с таким истерически-кликушеским отношением к любой акции власти мы скоро до людей с песьими головами дойдем. А одно издание в запальчивости вынесло в подзаголовок слово "скандал", абсолютно неуместное для рабочего совещания, обозначившего некие опорные точки, но не выдавшего на-гора решения. Все его участники сказали, что окончательно механизм госфинансирования киноотрасли будет разработан не раньше чем через две недели - вот тогда и можно будет задавать вопросы.
Однако, как бы то ни было, в сухом информационном остатке есть только 4,9 миллиарда рублей, выделенных государством на финансирование киноотрасли в 2010-м, и чеканная фраза: "Не деньги порождают талант, а талант - деньги". Что тут скажешь? Ну разве что: таланты когда-то и были деньгами. Так что метафора очень емкая. Конечно, меня очень волнует судьба кино, с которым так или иначе связана моя жизнь. Но я честно не понимаю, как все это расшифровывать и трактовать. Можно приветствовать грандиозную цифру господдержки, мол, знай наших. Можно печалиться - опять с нами не посоветовались, кому эти деньги давать. Однако вроде как печалиться пока не о чем. Ведь то, что премьер сдержал слово, обойдя кинематограф секвестром обещанной еще год назад суммы, это здорово. Хотя некоторые позиции госбюджета уже были урезаны из-за кризиса. Так что лично я, как многие скептики, обреченно ждала, что и кино предложат затянуть поясок и подождать обещанного года три, раз такое дело. Но, выходит, государство действительно решило отнестись к кино всерьез. Впервые за много лет. Так, может, и нам всем, мастерам и подмастерьям этой отрасли, тоже серьезно подумать. Страшную же статистику привел Константин Эрнст в своих комментариях к событию: из 101 картины, профинансированной бюджетом в 2008 году, 52 так и не вышли на экраны, то есть больше половины денег было потрачено впустую. И никто за это не ответил.
Но мне вовсе не хочется крови. Пусть все эти кинишки, снятые для отчетов в ведомостях упраздненной структуры, останутся на совести участников сделки. А хочется мне, чтобы решения в сфере кинематографии наконец стали прозрачными для всех. В конце концов, это ж не военная тайна. Все мы знаем, кто чего стоит. Кто из кинематографистов близок к власти и пользуется этим. Кто подлинно талантлив. Кто умеет делать дело, а кто умеет "пилить бабки". Кто наделал за отчетный период больших ошибок, а кто добился хотя бы фестивального успеха. Никто не знает только безотказного рецепта, как сделать наш кинематограф привлекательным для зрителей. Поэтому, на мой взгляд, глупо требовать от той модели, которую правительственный совет примет за руководство к действию, чтобы она была идеальной. Но стоит попросить, чтобы ее детали и способы реализации были в открытом доступе для всех интересующихся. Тогда через год можно будет совместными усилиями понять, какое решение было верным, а какое ошибкой и почему. И не домысливать глупости вроде той, что Путин на людях Михалкову отказал, а из-под полы деньжонок обязательно подбросит.
Ирина Любарская
Итоги.RU