Спасайте кто как может

С начала июля в деревне Воронино Ростовского района работает российско-европейский волонтерский лагерь. Добровольцы из Франции, Голландии, Германии и России занимаются восстановлением старинной усадьбы дворян Леонтьевых. Сегодня это единственный проект спасения русского культурного наследия международными волонтерскими силами.

Без трудностей в переводе

– Ко-ро-ва? – спрашивает на ломаном русском девушка, передавая выкопанную кость управляющему усадьбой и смотрителю лагеря Александру Тростяницкому.

– Да, Элен, коровка была. Это лопатка, скорее всего, – отвечает подполковник милиции в отставке. 

Александр Николаевич следит за усадьбой зимой и летом. Во время работы лагеря он и за продуктами сгоняет, и с расчисткой парка дворянского поможет, и палатки поставит. Зарубежные и русские волонтеры – в одну смену их приезжает около сорока человек – обосновались во временных жилищах прямо на поляне перед усадьбой. 

– С утра – планерка, распределение работ: кто сад расчищает, кто мусор из усадьбы выносит или постройки откапывает, кто с обедом поварихе помогает, – с гордостью рассказывает о жизни подопечных Тростяницкий. – Вечером обязательно костер с песнями под гитару, до глубокой ночи. А еще ребята спектакль готовят. 

Александр Николаевич местный, воронинский. Он помнит времена, когда усадьба была детским лагерем. Помнит, как этот лагерь, как многие подобные, к началу нового тысячелетия пришел в запустение. Два года усадьбу растаскивали на металл и кирпич. А потом администрация Ростовского района выставила объект на торги, и усадьба обрела хозяев: семью Леонтьевых, потомков тех самых дворян, что с XVII века владели этими землями, и Нацио­нальный фонд «Возрождение русской усадьбы». В Воронине снова забурлила жизнь. 

Среди русских волонтеров в основном студенты. А большинство французов, работающих на восстановлении усадьбы, закончили университеты и ездят по миру от ассоциации «Ромпарт», курирующей волонтерские организации. 

Элен Пеннанет – переводчица и музыкант. В России ей понравилось еще в прошлом году. Лагерь работает второе лето. И Элен решила обязательно вернуться в Воронино – прекрасная природа, которую не найдешь в центре Парижа, и веселые русские. 

– Это флигель, бывшая хозяйственная постройка. Скорее всего, здесь находилась кухня, – наперебой объясняют студенты. – А в прошлом году мы нашли скелет, немного деформированный. Так и неизвестно, что произошло. Надо еще выяснить. 

Даша Осипова, студентка исторического факультета Ивановского гос­университета, приезжает в Воронино второй раз, в августе собирается еще и на третью смену. 

– Обстановка здесь дружеская, мне нравится. К тому же есть возможность попрактиковаться в английском языке и обменяться опытом с иностранными коллегами, – улыбается девушка. – О проекте я узнала от преподавателя, которая еще Дмитрия Борисовича учила, он ведь тоже из Иванова, с нашего факультета! 

Неравнодушных много 

Дмитрий Борисович Ойнас, вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» и куратор этого волонтерского проекта, вырубает заросли в парке. 

– Наш фонд занимается сохранением, восстановлением и популяризацией русских усадеб. В Центральной России их десятки тысяч. В Ярославской области около 240 только известных нам усадеб, но я уверен, что в реальности их намного больше, – оторвавшись от работы, рассказывает Дмитрий Борисович. – Это самая беззащитная часть культурного наследия. Постоянно приходят известия о гибели очередного объекта. Необходимо искать еще уцелевшим усадьбам хозяев, включать в культурный, социальный, а главное, экономический оборот. 

Несколько лет назад вице-президент фонда познакомился и подружился с потомками Леонтьевых. Вместе они решили выкупить и возродить усадьбу. Подали в Евросоюз заявку на небывалый для России и освоенный по всему миру волонтерский проект. Выигранный грант позволил организовать международный лагерь энтузиастов. Ойнас говорит, что и в нашей стране много людей, неравнодушных к истории, которые добровольно и даром занимаются спасением памятников. Но это все спонтанные, неоформленные группы. 

– Их нужно как-то организовать, тогда и эффект будет больше. В Европе, например, волонтерством занимается государство, – рассказывает Дмитрий Ойнас. – В федеральные или региональные бюджеты закладывается статья расходов на поддержку таких проектов. Конечно, работают волонтеры бесплатно, но ведь нужно организовать питание и прочее обеспечение. За два года в нашем лагере побывали ребята из разных областей. Здесь они учатся технологиям волонтерской работы, привносят что-то свое. 

Все бы хорошо, но в этом году грант Евросоюза истекает. В популяризации проекта в Ярославской области обещал помочь заместитель директора департамента культуры и туризма Ярославской области, председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов, давно ратующий за восстановление старинной ростовской усадьбы. 

– Выделить средства из областного бюджета на реставрацию этого объекта трудно, тем более в преддверии тысячелетия Ярославля, и, скажем, не совсем правильно, все-таки это частные владения, – пояснил Юрий Иосифович. – В области еще много памятников, нуждающихся в восстановлении. Но важно, что к возрождению культурного наследия края привлекается общественность. Мы будем всячески способствовать волонтерскому движению. 

Связь времен 

Хозяева усадьбы надеются заручиться спонсорской поддержкой. 

– Если привлечь в Воронино достаточное количество средств, с нашими интенсивными темпами работы в течение еще двух-трех лет можно восстановить ядро усадьбы для привлечения отдыхающих, – считает Дмитрий Борисович. – Мы хотели бы создать здесь туристскую рекреационную зону и своеобразный центр усадебной культуры с небольшим музеем, номерным фондом, ресторанчиком, конными прогулками, рыбалкой и прочим сервисов туристических парков. 

Сейчас, чтобы еще не реанимированный, но уже приобретающий первоначальные очертания парк жил, в усадьбу приглашают подвижников современного искусства. В прошлом году наведывались московские, калининградские и уральские художники, искали образы. В этом году приедет группа архитекторов из Ярославля, занимающихся лед-артом – наполнят парк современными объектами искусства. По мнению Ойнаса, усадебная территория – это пространство, готовое вобрать в себя любой стиль, тем более что в Воронине классицизм, романтизм и модерн слиты в гармоничное единство. Это целая парковая традиция многих стран – каждое поколение привносит в планировку элементы современной культуры. 

А недавно с французскими партнерами обсуждали идею создания на базе усадьбы образовательного проекта. Руководство фонда, заручившись согласием потомков дворянского рода, задумало организовать в Воронине школу изящного садоводства для начинающих ландшафтников с прикладным уклоном – еще один невиданный в России проект. 

Тамара ШАРОВА

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе