«Синематека необходима, если мы хотим бороться за молодежь»

Режиссер Александр Сокуров — об образовании подрастающего поколения и о том, почему его нового фильма так и не дождались Канн и Венеция.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Режиссер Александр Сокуров в качестве почетного гостя посетил сахалинский международный фестиваль «Край света» и дал мастер-класс «Целеполагание художника». С киноклассиком встретился корреспондент «Известий».

— В списке заявок, подданных вами в начале 1980-х в дирекцию «Ленфильма», значилась экранизация книги Чехова «Остров Сахалин». Что стало с этим замыслом?

— Когда я задумал эту экранизацию, это было и практически, и теоретически невозможно осуществить. Проект так и остался в этом перечне. Меня интересовал поступок человека, который остро переживал приближающуюся смерть, но не побоялся поехать на край света, на Сахалин. Поездки по Российской империи редко проходили в соответствии с планами. Можно было потеряться, быть ограбленным, убитым. Чехов прекрасно это осознавал, но всё равно поехал.

— С 2010-го года вы ведете курс в Кабардино-Балкарском университете. В октябре в рамках Санкт-Петербургского медиафорума пройдет очередной «Творческий кампус/лаборатория Александра Сокурова (К.Л.А.С.)» в Репино. Какое место в вашей деятельности занимает преподавание?

— Для меня это очень сложный вопрос — я никогда не уверен в правильности своих поступков. До Нальчика у меня было более или менее систематическое присутствие в школе Анджея Вайды в Польше, какие-то другие попытки в Европе и Японии, но я никогда не думал, что стану преподавать в России.

Меня уговорили мои друзья — Альберт Саральп, постоянный представитель Кабардино-Балкарии в Петербурге, и ректор Кабардино-Балкарского университета в Нальчике, замечательный человек — Барасби Карамурзов. Уговаривали долго, несколько месяцев. В итоге, в какой-то момент мне показалось интересным и даже необходимым создать мастерскую там, в Кабардино-Балкарии. Культура там в незавидном положении, и, наверное, никто не стал бы этим заниматься. Россия — моя родина, и я хочу быть полезным.

— И как оцениваете результаты мастерской?

— Не скрою, были моменты, когда я жалел, что взялся за это. Казалось, что ничего не получится. Но в итоге мы всё преодолели. На минувшем фестивале в Локарно успешно представили программу из фильмов студентов. Помощь в поездке оказало «Роскино», Екатерина Мцитуридзе, сердечно благодарим ее. Ранее, в июне на «Кинотавре» две студентки, Малика Мусаева и Марьяна Калмыкова, удостоились специального диплома Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За расширение российского кинематографического пространства».

Скоро придет время снимать дипломные работы, но где взять денег — ума не приложу. Кроме того, я с тревогой узнал, что в этом году заканчивается договор Минобрнауки с ректором университета. Если ректор уйдет, то всё может развалиться. Позволю себе обратиться к уважаемому министру образования: во имя сохранения уникального вуза Северного Кавказа предоставьте возможность Б.С. Карамурзову работать еще один срок.

Тревожит и дальнейшее будущее студентов. Где им работать после выпуска? Сегодня молодые люди брошены на произвол судьбы. Мы организовали в Петербурге фонд «Пример интонации», чтобы собирать деньги для дебютов. В прошлом году фонд помог снять три короткометражных фильма (один отправился в Канн), в этом году выйдут две короткометражки и одна полнометражная картина. Но всё это незначительные цифры в масштабе страны.

— На прошлогоднем Санкт-Петербургском международном культурном форуме обсуждалось создание в Петербурге синематеки. Как продвигается эта инициатива?

— Со стороны Министерства культуры, кажется, нас хотя бы формально услышали — я знаю, что развитие синематечного движения включено в приоритетные направления культурной политики России до 2018 года. На культурном форуме в грядущем декабре нами запланирована большая презентация проекта Петербургской синематеки. Мы его разрабатывали несколько месяцев, консультируясь с лучшими специалистами в России и за рубежом.

Синематека жизненно необходима, если мы всерьез хотим бороться за нашу молодежь. Это непосредственный вклад в зрительское образование. Мы надеемся, что на нашу презентацию в декабре придут люди из правительства России, которые отвечают за культурную политику: вице-премьер Ольга Голодец, советник президента Владимир Толстой, министр культуры Владимир Мединский. И, может быть, что-то сдвинется с мертвой точки.

К сожалению, с городскими властями договориться пока не получается. Не слышат. У нас было несколько встреч с вице-губернатором Василием Кичеджи, на которых мы обсуждали возможность открытия синематеки на базе кинотеатра «Родина». Я встречался и с губернатором, который предварительно одобрил наш проект. Но вот на днях получил бумагу с официальным ответом, где говорится, что «Родина» является «эффективно работающим кинотеатром», поэтому создание синематеки представляется «нецелесообразным».

Мне удивительно, что коммерческая эффективность оказывается важнее культурной составляющей для нашего управления культуры. Я уже не говорю о том, что наши расчеты показывают: синематека при грамотном управлении — вовсе не убыточная работа. Иногда мне кажется, что дело в том, что я слишком неудобная фигура для подобных начинаний, что мне проще работать в Кабардино-Балкарии, на Сахалине, да где угодно, только не в родном городе.

— Вы обещали закончить новый фильм «Франкофония» в апреле этого года. Картину ждали в Канне, ждали в Венеции. Она еще в работе?

— Я надеюсь, что в декабре мы закончим. Фильм смонтирован, это полный метр. В конце сентября пишем музыку в Амстердаме с симфоническим оркестром. Композитором стал выпускник аспирантуры Петербургский консерватории Мурат Кабардоков. Это будет его первая работа в кино. Остались еще актерское озвучание, наложение компьютерной графики, перезапись и цветокоррекция.

Все задержки связаны с организацией. В производстве участвуют Франция, Германия, Голландия. Очень трудно согласовать графики, в разных странах свои законы и нормы кинопроизводства.

— В центре истории — Лувр. Поневоле напрашивается ассоциация с «Русским ковчегом».

— Это разные фильмы. Хотя, к слову, Эрмитаж будет присутствовать и здесь. «Франкофония» — эта картина о том, как и благодаря кому в 1940 году, во время немецкой оккупации удалось сохранить в целости и сохранности столицу Франции и Лувр. В этом фильме мы с оператором Бруно Дельбонелем попробуем совместить игровой и хроникальный материал. Ну, а об остальном поговорим позже, когда полностью закончим фильм.

Николай Корнацкий

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе