Школа юных журналистов: испытано на себе

«Эх, хорошо в стране Советской жить», – с воодушевлением пело не одно юное поколение. Не было тебе тогда ни платного образования и ни здравоохранения, ни заботы о поиске после окончания школы или вуза будущей работы, не было необходимости откладывать деньги на приобретение квартиры – всё это предоставляло гражданам государство. Правда, были и свои неудобства: очень редки были на прилавках магазинов заморские фрукты, не во всех регионах огромной страны хватало молока, мясопродуктов, но надо признать, что картофеля, хлеба всегда было вдосталь. И такая ситуация при «развитом социализме» длилась не годами, а десятилетиями. «Застоем» назвали этот период в жизни советских людей часть историков, политологов. Но и в то время люди жили, учились, работали и надеялись на лучшее. Редакция газеты «Северный край» предоставляет читателям очередные материалы юнкоров школы юных журналистов, которая 26 октября будет отмечать 30-летие со дня своего основания при Ярослав­ском городском Дворце пионеров и школьников, ныне это городской центр внешкольной работы (см. начало в № 97 за 20 июня).
Десять ступенек в жизнь

С глянцевой фотографии улыбаются весёлые первоклашки. Это наш первый класс. Как давно и как недавно это было.

1974 год. Сентябрь. Робкая девочка с огромными бантами, держась за мамину руку, идёт в школу. Маленький школьный дворик, казалось, превратился в огромное море цветов. Бушующее, живое. Школьный парад нетерпеливо ждал начала учебного года. А мы, нескладные растерянные первоклашки, с трепетом смотрели на всё происходящее. Ведь там, за школьным порогом, был новый мир – неоткрытый, неизведанный. Колокольчик звонко возвестил о начале новой жизни, о начале учёбы. Двери школы распахнулись – в путь!

Лестница знаний. Десять ступенек в большую жизнь. Десять – вроде бы немного. Но как труден подъём... Первые три мы пролетаем с лёгкостью, улыбаясь, прыгая на одной ножке. Школа для нас ещё забавная детская игра в «горячо-холодно», а учитель – человек, который помогает нам играть, не даёт «обжечься».

Однажды нам подарили школу. Впрочем, школа-то у нас была, но не слишком старая. Она, словно уставший человек, смотрела на нас своими потухшими окнами. И вот наши шефы из строительного треста решили сделать нам подарок. Целое лето длилась работа: шумели краны, сновали неугомонные грузовики… Мы каждый день бегали посмотреть: «Ну, как там она? Как строится?»

Лето захватило нас, закружило в весёлом хороводе... Наконец август. Я только что вернулась из пионерского лагеря и, конечно, сразу же к школе. Добежав, застываю в изумлении. Передо мной, словно прекрасная птица, раскинувшая свои белые крылья, стояла школа. Лучи скупого предосеннего солнца играли в её окнах. Она казалось какой-то волшебной, необыкновенной, она напоминала мне сказку. И пусть осенняя погода не баловала нас солнышком и первого сентября дул ветер, этот день я никогда не забуду – первый день в новой школе.

Четвёртая ступень. Четвёртый класс. Прошёл всего лишь год, но вчерашних третьекласс­ников не узнать: повзрослели. Они теперь не просто класс, они – пионерский отряд. На груди у каждого галстук. Да и учёба стала труднее, появились новые предметы.

Говорят, самый трудный возраст – пятый класс. Настроение меняется, как погода осенью: то солнце – и хочется петь, смеяться, то хмурый, холодный дождь. Первые ссоры с друзьями – и мир кажется серым и унылым, всё кончено, и примирения не будет. Но нужно набраться мужества и первой подойти к подруге: «Извини, я была не права». Она поймёт и простит.

6-й класс – время чудесных открытий... Оказывается, весной люди делаются красивее, добрее, а зима – это так здорово!.. Впереди столько непрочитанных книг, неразгаданных тайн, неоткрытых законов…

Седьмая ступенька. Мы с трепетом ждали этого дня. Ходили, нет, летали по школьным коридорам, не расставаясь с комсомольским Уставом. Хотелось всем рассказать о счастье, переполнявшем душу: «Завтра, завтра меня будут принимать в комсомол!» Прочитаны десятки книг о комсомоле, строчки Устава выучены наизусть, но всё кажется: «А вдруг не примут, вдруг не достойна?» Позади – школьный комитет комсомола, райком. Сейчас мне вручат комсомольский билет. «Достойна! Достойна! – стучит сердце. – Я достойна быть комсомолкой! Достойна стать в один ряд с молодогвардейцами и первоцелинниками, достойна идти рядом со строителями БАМа! Верьте мне, я не подведу!»

Ступенька восьмая. Учебный год уже закончен, но школьная жизнь продолжается. Идут экзамены. Именно здесь мы можем доказать, какими мы стали, чему нас научили в школе. Восьмой класс – особенный! Кто-то продолжит учёбу в девятом, а кто-то выходит в большую жизнь.

«Ну как?» – «Отлично!» Это оценка твоего труда, ты работал на совесть, на тебя можно положиться, ты не подведёшь! С грустью мы прощаемся с нашими одноклассниками: «Счастливого пути вам, ребята!»

16 лет. Пора удивительных открытий, первой любви и первых разочарований. Мир кажется то розовым и голубым, то серым. 16 лет – пора взросления.

Девятый класс. Мы неожиданно оказались в роли растерявшихся первоклашек. Нам предстояло начинать всё сначала, начинать создавать свой коллектив, и как страшно ошибиться, сфальшивить, ведь тогда тебя не поймут. Именно в этом возрасте человеку нужен советчик, помощник, друг. Нам, наверное, было бы очень трудно, если бы не Маргарита Васильевна Силкина, наш класс­ный руководитель. Она учит нас не только математике, учит прямоте, учит быть добрыми людьми. Словно опытный капитан, в часы бурь она направляет наш корабль, умело обходя рифы и мели.

Мы на вершине. Десятый класс. Последний год в школе, ставшей нам родной, близкой. Пройдёт совсем немного времени, и для нас прозвучит последний школьный звонок. Впереди – большая жизнь, где все задачки придётся решать самому и в ответ не заглянешь, жизнь со своими законами и правилами, новая жизнь. И нам нужно пройти по этой жизни так, как учили школа, преподаватели, чтобы никому не было за нас стыдно. Быть настоящими людьми.

Елена СЕНИЧЕВА,«Юность», 5 мая 1984 г.


Заостри перо, юнкор

С детства я мечтала о путешествиях, о необыкновенных профессиях, об интересной жизни, жизни «на колёсах». А ещё нравилось мне писать. Начиная со школьных сочинений, дневников, кончая попытками написать сюжетный рассказ, описать какие-то интересные происшествия, даже сказки. Так родилась мечта стать журналистом, она привела меня во Дворец пионеров, где создавалась школа юных журналистов (руководитель – В. А. Горобченко). Он посвящал нас в тонкости необычной профессии.

Сначала мы брали интервью друг у друга, были и спортивными комментаторами, и редакторами, и дикторами. Встречались с работниками типографии, газет, ходили на экскурсии.

Крылья крепнут на ветру

Но вот наконец настал и наш час взяться за перо. То, к чему стремились с самого начала наших занятий, стало реальностью: нам доверили написать первые заметки в газету «Юность». Но всё оказалось не так-то просто. Пришлось исписать не один листок, прежде чем получился хороший материал. Зато как приятно было видеть в газете свою заметку! Первые материалы были о жизни села, о комсомольцах, которые после окончания школы остались работать на селе. Мы провели встречу с ними, ну а потом поехали в гости, чтобы своими глазами увидеть условия жизни, работы вчерашних десятиклассников.

Но, для того чтобы судить о чём-то, а тем более писать, нужно попробовать самому. Не хотелось быть посторонними наблюдателями, и мы быстро включились в работу. Девочки поили телят, мыли подойники, мальчики раздавали корма.

А после того как все вместе потрудились, сели за стол, достали привезённый из города торт, и завязалась дружеская беседа. Ребята рассказали нам о своих успехах и проблемах, мы – о наших делах. Так мы подружились с членами комсомольско-молодёжного отряда животноводов, завязалась переписка. А летом двое наших девчат Лена Сеничева и Лена Вранцева пошли работать на ферму, чтобы помочь селу в самую горячую пору.

К лету мы уже немного освоили новое дело и готовились к очень ответственному событию. В июле 1983-го Яро­славль принимал гостей – участников Восьмого Всероссийского слёта юных рационализаторов и конструкторов. Нашей школе было поручено организовать пресс-центр.

В работу включились с первого же дня – готовили репортажи с торжественного открытия слёта, с заседаний в ЦНТИ. Было, конечно, нелегко: работать приходилось с утра до вечера. Утром брали интервью, ходили на выставки, встречались с ребятами, днём готовили материалы, а вечером выпускали стенгазету «Юный техник». Радостно было смотреть на толпу, гудящую около нашей газеты. Она явно нравилась ребятам. Самые удачные материалы были помещены в специальный выпуск, вышедший тиражом в тысячу экземпляров. Это газета разлетелась по всем концам страны – каждый участник слёта увёз с собой тот выпуск.

Быть всегда впереди

На очередном заседании мы постановили, что каждый перечислит свой первый гонорар в Советский фонд мира.

Быть всегда в курсе событий, всегда впереди. Мы старались выполнять эту заповедь. Лена Вранцева пошла в дет­ский дом. Первой же «экскурсии» было достаточно, чтобы понять: детскому дому нужна помощь. В своей школе Лена организовала штаб помощи детскому дому: распределили дежурства, собрали для малышей игрушки и книги, выступали с концертами – принесли немало радостных минут ребятишкам. Ну, и конечно же, написали об этом в областную газету как о результатах своей работы.

В Заволжском районе началось строительство новой школы. Мы создали на строительстве корпункт, писали о ходе и темпах работ, о самих строителях и опять не отступили от своего правила – устроили трудовой десант, сами поработали на стройке.

Школа оказывала на нас удивительное влияние. Через год, после того как начала работать школа, мы с Леной Карповой стали членами городского комсомольского штаба. Лена Сеничева и Лена Вранцева работали редакторами общешкольных стенгазет, Лена Михайлова стала комсомольским секретарём своей школы.

Выпускники

В минувшем году школа впервые провожала своих выпускников. Вместе с аттестатом зрелости ребята получили удостоверение о том, что они прошли двухгодичный курс основ журналистики.

За плечами 2,5 года. Сделано немало. За активную и плодотворную работу школа юных журналистов награждена почётными грамотами газеты «Юность», обкома ВЛКСМ, пять выпускников школы – грамотами горкома ВЛКСМ, трое – грамотами центрального Дворца пионеров и школьников.

Но главные плоды работы в том, что многие выпускники избрали журналистику своей профессией. В районной газете трудится Елена Сеничева, в многотиражной – Елена Вранцева, Елена Шелкошвейн; Александр Мальцев, находящийся сейчас в рядах Совет­ской Армии, несёт там и общественную нагрузку – он редактор «боевого листка» в своей роте. Об этом мы узнали из его писем, пришедших в школу.

Операция «Школьная стенгазета»

Выпускники ушли. А нам – продолжать начатое ими дело. В этом году перед школой стоит важная и серьёзная задача – шефствовать над стенной печатью в школах Ярославля. Ещё в прошлом году мы провели рейд по школам города и выяснили много недостатков в школьной печати: из боевого помощника, оперативного бойца газета в некоторых школах превратилась в безликого информатора. В иных школах её и вовсе не существовало. Мы забили тревогу.

В этом году в каждом районе создан центр по обучению редакторов школьных стенгазет, цель которого – поднять стенную печать на высокий уровень.

Но силами одних ребят не поднимешь школьную печать. На факультете общественных профессий Ярославского педагогического института также создан такой же центр по обучению студентов – будущих педагогов – азам журналистики для подготовки квалифицированных кадров для школ.
Северный край



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе