Самые значимые выставки и события 2022 года

Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным.

Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года



Ив Сен-Лоран в музеях
Музей современного искусства Парижа, Центр Помпиду, Музей Орсе, Музей Пикассо, Музей Ива Сен-Лорана, Лувр, 29 января – 15 мая (экспозиция в Музее Пикассо закроется 15 апреля)

Шесть десятилетий назад состоялся первый показ мод под брендом Yves Saint Laurent (YSL). В честь юбилея шесть парижских музеев, в чьих экспозициях знаменитый модельер черпал вдохновение, подготовили одновременную и совместную выставку, на которой его творения будут представлены бок о бок с работами таких художников, как Пит Мондриан, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пьер Боннар и Рауль Дюфи. К примеру, Музей современного искусства Парижа срифмует «Фею электричества» (1937) Дюфи с тремя роскошными шелковыми платьями, а Музей Орсе исследует интерес Сен-Лорана к Марселю Прусту, чей образ, вероятно, вдохновил кутюрье на создание Le Smoking — первого в мире смокинга для женщин. Музей Пикассо расскажет о масштабах влияния величайшего художника ХХ века на Сен-Лорана, от его оммажа костюмам и декорациям, созданным Пикассо для «Русских сезонов» (1976), до кубистической коллекции 1988 года.


Портрет Нуш Элюар, написанный Пабло Пикассо, и жакет, созданный Ивом Сен-Лораном.
Фото: Musee Picasso Paris, Yves Saint Laurent aux musees



Мир эпохи Стоунхенджа
Британский музей, Лондон, 17 февраля – 17 июля

Стоунхендж, построенный более четырех тысячелетий назад, остается одним из самых известных и в то же время загадочных памятников в мире. Кем были те, кто построил его и населял доисторическую Британию? «Мир Стоунхенджа» докажет, что эти древние люди были более развитыми, чем принято считать, и активно торговали с материковой Европой. Одним из главных экспонатов выставки станет небесный диск из Небры возрастом 3600 лет, древнейшее из существующих изображений космоса. Артефакт был обнаружен на территории современной Германии и впервые будет выставлен в Великобритании.


Небесный диск из Небры. Бронзовый диск, покрытый патиной цвета аквамарина, со вставками из золота.
Фото: The British Museum



Донателло. Возрождение
Палаццо Строцци и Музей Барджелло, Флоренция, 19 марта – 31 июля; Берлинская картинная галерея, Берлин, 2 сентября – 8 января 2023

Современники называли флорентийского скульптора XV века Донателло «мастером из мастеров». Несмотря на это, за последние четыре десятилетия не состоялось ни одной его крупной выставки. Эту досадную несправедливость исправит открывающаяся в марте большая ретроспектива Донателло в Палаццо Строцци и расположенном по соседству Национальном музее Барджелло, которому принадлежит самая выдающаяся коллекция произведений мастера, в том числе статуя Давида (около 1440). Менее масштабные версии экспозиции откроются в Берлинской картинной галерее в сентябре и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2023 году.


Донателло. «Мадонна с младенцем». 1420–1425. Фрагмент.
Фото: Antje Voigt/SMB Skulpturensammlung



Музеи отмечают 150 лет со дня рождения Пита Мондриана
Гаагский городской музей, 2 апреля – 25 сентября; Фонд Бейелера, 5 июня – 9 октября; K20, Дюссельдорф, 29 октября – 10 февраля 2023

Используя всего три основных цвета (плюс черный и белый) и двумерное пространство, Пит Мондриан вывел живопись на новый уровень абстракции. Его влияние на модернизм было огромным — как в изобразительном искусстве, так и в дизайне, архитектуре и моде. В честь 150-летия со дня рождения живописца в нидерландском городе Амерсфорт несколько музеев проводят большие выставки его работ. Экспозиция в швейцарском Фонде Бейелера и K20 в Дюссельдорфе начнется с раннего периода творчества Мондриана, на который повлияли голландская пейзажная живопись и постимпрессионизм. Затем кураторы постараются проследить развитие стиля по мере того, как художник полностью оставил фигуративную живопись, а закончат узнаваемыми чудесами под прямым углом.


Пит Мондриан. «Ромбовидная композиция с восемью линиями и красным» («Картина № III»). 1938.
Фото: Mondrian/Holtzman Trust c/o HCR International Warrenton, VA USA



Венецианская биеннале открывается на год позже
Сады Джардини и Арсенал, 23 апреля – 27 ноября

Мировая пандемия, катастрофические последствия изменения климата и развитие искусственного интеллекта — вот лишь несколько опасностей, угрожающих будущему человечества, над которыми будут размышлять художники на главной выставке 59-й Венецианской биеннале в этом году.

«Несмотря на условия, в которых будет проходить биеннале, экспозиция будет оптимистичной», — уверяет ее куратор Чечилия Алемани. Заглавную тему биеннале задала детская книга британско-мексиканской художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон (1917–2011) «Молоко сновидений»


Венеция.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia



Поль Сезанн
Чикагский институт искусств, 15 мая – 5 сентября; Тейт Модерн, Лондон, 6 октября – 12 марта 2023

Чикагский институт искусств и лондонская галерея Тейт Модерн готовят самую большую выставку Поля Сезанна нашей эпохи под лаконичным названием «Сезанн», которая охватит весь творческий путь художника. В чикагском музее, который станет первой площадкой экспозиции, представят 90 картин, 40 графических произведений и два альбома набросков. Лондонская версия будет несколько скромнее: 70 картин и 18 графических произведений. Поль Сезанн (1839–1906), который всегда имел репутацию «художника для художников», оказал огромное влияние на многих живописцев, в том числе на Клода Моне, Камиля Писсарро, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Он продолжает вдохновлять и современных авторов: в числе предоставленных во временное пользование экспонатов будут три акварели (плюс одна картина, изображающая обнаженную модель, которая отправится только в Чикаго) из личной коллекции американского мастера абстрактного экспрессионизма Джаспера Джонса. В рамках подготовки выставки проведут технический анализ палитры Сезанна, композиционной структуры и движения кисти в его работах, который позволит углубить наши знания о том, как он создавал свои картины. Организаторы чикагской выставки обещают, что она «переосмыслит Сезанна, титана истории искусства, в контексте нашего времени».


Поль Сезанн. «Натюрморт с яблоками».
Фото: Courtesy of The J. Paul Getty Museum



Documenta 15
Кассель, Германия, 18 июня – 25 сентября

Организовать самую большую и влиятельную выставку современного искусства в разгар пандемии — задача не из легких, но после некоторых сомнений было решено, что Documenta 15 все-таки состоится, как и планировалось, этим летом в Касселе. На этот раз в роли кураторов выступит индонезийский художественный коллектив Ruangrupa. Экспозиция обещает стать столь же внимательным размышлением над эпохой, в которую мы живем, как и прошлые инкарнации этой выставки, проходящей на разнообразных площадках раз в пять лет. Значительная часть художников, которых пригласили принять участие в этой Documenta, — выходцы с «глобального Юга» (термин, которым теперь принято заменять оценочные словосочетания «третий мир» или «развивающиеся страны». — TANR), и многие из них — не индивидуальные авторы, а творческие коллективы, в том числе The Nest Collective из Кении, La Intermundial Holobiente из Аргентины, Keleketla! Library из Южной Африки и Sa Sa Art Projects из Камбоджи. Помимо таких традиционных площадок, как музей Фридерицианум, выставка расположится и в более неожиданных локациях Касселя, в числе которых бывшие универмаг и винный склад.


Индонезийский художественный коллектив Ruangrupa с членами команды Documenta.
Фото: Nicolas Wefers



Frieze начала экспансию в Азию с Сеула
Республика Корея, 2–5 сентября

Откликаясь на растущее влияние Южной Кореи в мире искусства, организаторы всемирной художественной ярмарки Frieze выбрали Сеул в качестве своего первого азиатского филиала. Ожидается, что около 100 галерей примут участие в мероприятии, которое состоится в районе Гангнам.


Вид на Сеул.
Фото: Frieze



Пространство между. Модернизм в искусстве Кореи
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), 11 сентября – 19 февраля 2023

Ушедший год ознаменовался стремительным ростом интереса к южнокорейскому кино и телевидению, и теперь западные художественные галереи спешат открыть свои филиалы в Сеуле. Но Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) исследует корейское искусство уже несколько лет в целом цикле крупных выставок. Экспозиция «Пространство между» посвящена важному, но зачастую недооцениваемому периоду с 1897 по 1964 год, от падения последней корейской правящей династии через колониальный период (1910–1945), когда Корея находилась под властью Японии, и Корейскую войну (1950–1953), принесшую сильное культурное влияние Америки и, в частности, абстрактного экспрессионизма в изобразительном искусстве. Художники последнего периода также испытывали влияние европейского информализма. Выставка завершается на встрече модернизма и зарождающегося современного искусства, в том числе в творчестве таких художников, как Юн Мён-Но, Ли Санпом и Пак Лехён. Это большая история, рассказанная через творчество 90 художников в 140 картинах, фотографиях и скульптурах.


Пай Унсунг. «Семья».
Фото: Courtesy of the City of Daejeon



75 лет Художественному музею Сан-Паулу
Сан-Паулу, Бразилия, октябрь

Художественный музей Сан-Паулу (MASP) открылся в октябре 1947 года в штаб-квартире медиамагната и соучредителя институции Ассиса Шатобриана. Музей переехал в собственное здание в 1968 году — это знаменитый особняк в модернистском стиле, построенный по проекту Лины Бо Барди (посвященная ей ретроспектива 7 мая открывается в британском центре современного искусства Nottingham Contemporary). Программа MASP в этом году включает выставку выдающегося бразильского художника Альфредо Вольпи (с 25 февраля).


Здание Художественного музея Сан-Паулу по проекту Лины Бо Барди.
Фото: Leonardo Finotti



Чемпионат мира по футболу стартует с искусства
Катар, весь год

Футбольных болельщиков, которые летят в Доху на чемпионат мира в этом году (стартует он 21 ноября), будет встречать монументальная золотая скульптура, изображающая национальный символ Катара — сокола. Созданная голландским художником Томом Клаассеном, она стала одной из более чем 40 новых работ, которые появятся в общественных пространствах по всему небольшому полуостровному государству. Программу «Музеи под открытым небом» курирует шейха Аль-Майаса бинт Хамад бин Халифа аль-Тани, сестра правящего эмира и глава Музеев Катара, которая средств на искусство не жалеет. Среди других скульптур — произведения Брюса Наумана, Изы Генцкен, Субодха Гупты, Марка Хандфорта и Катарины Фрич.


Скульптура, созданная Томом Клаассеном.
Фото: Discover Qatar/@tanzil.ahmd

Автор
THE ART NEWSPAPER
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе