С вещами на выход

За полгода в Рыбинске оказались на улице два творческих коллектива, третий – на очереди

В статус бездомных перешли местное отделение Союза художников и центр народного творчества. Освободить занимаемые помещения предложили и музею братьев Нобель. Чиновники кивают на недостаток бюджетных средств, у творцов – свое видение ситуации.

Художники

Об этой истории председатель (теперь уже бывший) Рыбинского отделения Союза художников Сергей Гусарин рассказывает неохотно. 3 года назад исполняющий обязанности главы Рыбинска Андрей Антропов передал союзу бывшую художественную школу в безвозмездное пользование. В это деревянное здание на Советской площади художники, по словам Гусарина, вложили в общей сложности полмиллиона рублей. Конечно, надо было больше, поскольку состояние дома если не критическое, то уж точно не идеальное. Крыша, полы, фасад – все это было в планах. Но не сиюминутных. Денег на все и сразу художники не имели. Это и стало причиной срочной эвакуации мастерских и организации «в никуда».

У Сергея Гусарина есть своя версия произошедшего: он считает, что случилось все «от усердия». Глава Рыбинска Юрий Ласточкин на одной из оперативок высказал мнение, что если художники не в состоянии поддерживать дом в приличном виде, надо его выставить на торги. Вот этим высказыванием, записанным в протокол, и ткнули в лицо председателя в департаменте культуры. Ткнули, как рассказывает Гусарин, грубо и истерично, дав 2 недели на переезд.

Художники, может, и не лишены коммерческих амбиций, но свои материальные возможности не преувеличивают. 7 миллионов рублей на выкуп здания и порядка 10 на реконструкцию – это не их категории. Воевать они не стали, собрали в августе свой скарб и разъехались по домам. Сейчас здание пустует, его инвестиционное будущее определится на торгах. Или не определится – известно, как быстро бесхозные помещения приходят в упадок и как сложно порой найти желающих их приобрести.

Ремесленники

До недавних пор жители и гости Рыбинска точно знали, где купить местные сувениры. Конечно, в центре народного творчества на улице Чкалова. Здесь вам и рыбки, и колокольчики, и лубки-картинки-плетенки – в общем, все то, что привозят туристы домой из поездок. В этом же здании устраивали выставки рыбинские ремесленники. За аренду не платили, оставляли 2–3 своих изделия для постоянных экспозиций. И планы у центра были грандиозные. Особенно, когда это муниципальное учреждение культуры возглавил Андрей Васильев. Он предложил администрации создать в Рыбинске ремесленный квартал. И попросил даже не денег, а «доброй воли». Сам договорился с турагентствами, сам начал строительство веранды, установил у входа деревянную рыбу – куда ж без местного символа. Ну, и написал проект. И отдал его в администрацию. После этого в июне центр закрыли.

Правда, по версии чиновников, это было не закрытие: в связи с укрупнением учреждений культуры и экономией бюджетных средств центр народного творчества хотели присоединить к ДК «Вымпел». Васильев же считает, что дело тут совсем даже не в «оптимизации процесса». И говорит, что не будет удивлен, если однажды все, что планировал центр, благополучно реализуют другие. По крайней мере летом, в разгар туристического сезона, когда центр уже не работал, торговля сувенирами доходно и бойко шла под «крышей» частных предприятий.

Как бы то ни было, умельцы тоже выехали без шума, разобрав пожитки по домам.

Музейщики

Музей братьев Нобель уникален, как в Угличе музей суеверий, а в Мышкине – музей водки. Собраний, посвященных Нобелям, в мире всего два: в родной для братьев Швеции и в Рыбинске. Об истории его создания, коллекции, исследовательской деятельности автора музея Владимира Рябого в свое время много и охотно рассказывали российские СМИ. Посещение музея входит в экскурсионные программы туристических агентств, его экспонаты вызывают интерес у иностранцев.

6 лет назад музей разместился в бывших конторских помещениях, принадлежавших товариществу Нобелей, заняв там несколько комнат. Как и Союз художников, по договору безвозмездного пользования. Сегодня это здание на улице Фроловской занимает Рыбинское отделение РОСТО, а конкретно автошкола. Конечно, обучение автолюбителей – дело гораздо более выгодное, нежели музейная экспозиция. И департамент недвижимости в октябре предписал Владимиру Рябому освободить площади, занятые музеем. Мотив – «в связи с отсутствием договора».

Рябой считает, что действия чиновников, мягко говоря, некорректны. Договор был подписан обеими сторонами, постановление главы согласовано всеми необходимыми персонами. Срок его истек в июле, и поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении договора, юридически он считается продленным на следующий год. В общем, по первому щелчку Рябой выезжать не намерен. Да и некуда: экспозиция большая, в квартиру не поместится, а арендовать помещения по коммерческим расценкам музей не может. Но сегодня все планы по его развитию остановлены. Турагентства и потенциальные инвесторы опасаются иметь дела с музеем, чье физическое положение в городе не определено.

Чиновники

Администрация Рыбинска беспокойства не проявляет: все выселения-переселения ведут к экономии. Это по меньшей мере. В лучшем же случае, когда недвижимость освобождается, – к доходу бюджета.

– Кроме того, мы «слабых» присоединяем к «сильным», – говорит заместитель директора департамента культуры Марина Воронина. – Например, центр народного творчества к ДК «Вымпел». Союзу художников, кстати, тоже предлагаем площади «Вымпела». Ну а с музеем Нобелей будем разбираться. Мы ведь не заинтересованы в том, чтобы рыбинские музеи и творческие союзы закрывались.

Тем не менее они закрываются. Может быть, потому, что Васильеву в том самом «Вымпеле» предложили, как он говорит, 11 квадратных метров без вентиляции? А Союзу художников просто отбили охоту строить долгосрочные планы совместно с властями?

К чему ведет такая политика, объяснил Андрей Васильев:

– У нас самым популярным становится отхожий промысел. Творческие люди уезжают в другие места либо сдают свои работы на продажу в Москву, Питер. А в Рыбинске остается только продукция поточного производства. Но даже не это главное. Когда нет профессиональной среды, нет и развития. Я заметил, что в центр народного творчества много людей приходит во время массовых сокращений на предприятиях, задержек заработных плат. Народ не водку идет пить, а творить. Пусть не шедевры, но вполне достойные поделки. И я сомневаюсь, что после реорганизаций и переселений в худшие условия мы сможем этот творческий дух восстановить.

Юлия МУРАТОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе